Пресса пишет о том, что в российском и мировом кинопрокате в этом году самые большие сборы сделали фильмы в 3D, причем по большей части фантастические или, как минимум, о таких событиях, которых в реальной жизни быть не может.
Публика валом валит в кинотеатры, надевает очки пусть и не с розовыми, но с разноцветными стеклами, и наслаждается с их помощью трехмерным миром созданных кем-то иллюзий.
Всем почему-то хочется забыться и утопиться – в смысле, утонуть в этих самых невероятных мирах.
Но что, собственно, такое это самое 3D?..
Это просто та же самая объемная цветная картинка, которую мы видим ежедневно и ежесекундно своими собственными двумя глазами, не вооруженными ничем.
И еще!
Всем современным кинематографическим спецэффектам о-очень далеко до эффектов нашей самой обыкновенной повседневной жизни. Ведь мы все живем не только в трехмерном звуковом мире, но и в мире, наполненном другими ощущениями – тактильными, обонятельными и вкусовыми. Соответственно, реальный мир дает нам гораздо больше чувственной информации, чем придуманный, нереальный.
Но почему же, все-таки, тот нереальный манит нас сильнее, чем этот, реальный?
Загадка сия велика есть.
Может быть, все дело в воображении?.. В невероятных фантазиях, которые так легко пробуждает в нас кинематограф?..
Или в том, что современный кинематограф все больше начинает превращаться из культурного явления в фармацевтическое? То бишь, в сильнодействующий наркотик?..
Он так и бьет по мозгам зрителя и по его нервной системе, напрямую проникая в центры удовольствия. Зрители «подсаживаются» на это и начинают ходить в кино исключительно за новыми «дозами», которые можно получить только с помощью новых подобных фильмов. Ибо старые действуют почему-то лишь один-два раза, не больше.
В те легендарные прошлые годы, когда кинематограф еще не освоил компьютерную графику, он тоже умел пользоваться спецэффектами, но как-то иначе.
В фильмах, где по сюжету требовались спецэффекты, они очень часто вводились не техническими, как сейчас, а актерскими методами. Это было и в нашей стране, и за рубежом.
Например, в советском фильме 1986 года «Тайна Снежной королевы» в одном из моментов нужно было, чтобы снеговик растаял в ведре, превратился в воду.
Он и растаял.
Но этот момент вообще не был показан!
Были показаны только удивленные глаза главной героини и подан звук, с которым снеговик погружался в ведро.
Но уж очень хорошо сыграла в этой сцене юная актриса Нина Гомиашвили (Герда, по фильму). И замечательно сыграл снеговика чудесный актер Александр Леньков.
Поэтому спецэффект все-таки был!
Только он произошел в нашем собственном воображении, под воздействием настоящего, искреннего искусства – искусства сопереживания.
Мы не заметили, что на экране спецэффекта не было! Мы его и так прочувствовали, с помощью «внутреннего зрения».
Посмотрите этот фильм – сами убедитесь.
Правда, чтобы смотреть такие фильмы, очки надевать не нужно.
Ни розовые, ни разноцветные.
Мир становится все более виртуальным.
Если прошлый век был во многом веком эрзацев-заменителей
то этот — становится веком виртуальных заменителей