Кем был былинный новгородец Садко? Когда он жил? Из какого слоя происходили сами сказители?

Многим славен древний город Великий Новгород. Кем был былинный новгородец Садко? Когда он жил? Из какого слоя происходили сами сказители?Своей историей. Древнерусским зодчеством, богатейшим археологическим наследием, многочленными летописями. И конечно, древними устными сказаниями- былинами. Былины издавна передавались из поколение в поколение. Новгородская земля сохранила большинство известных нам древнерусских былин. И, конечно, целый цикл былин про похождения удалого новгородского купца Садко. Как Садко побился об заклад, что скупит товары со всей доступной древнерусскому взору ойкумены, как потом попал в лапы страшному морскому царю, но вышел победителем и стал благополучно богатеть на внешней и внутренней торговле. Между тем ипростой и ладный сказ о нем хранит в себе ряд не заметных с первого взгляда моментов. Кем был Садко? Как он Попал в купечество? Когда он жил и из какого слоя происходили сами сказители?

Ныне многие люди так и считают, что Садко — образ городского купечества новгородской республики. Часто его также связывают с летописным Содко Сытиничем, заказчиком богатой кремлевской Борисоглебской церкви. Эту традицию укрепил авторитет ученого Б. А. Рыбакова, который искал в летописях буквальных прототипов былинных персонажей. Однако, как показал специалист по былинам В. Я. Пропп, былины нередко описывают не конкретных реальных личностей, а нередко, в нарочито сказочной, образной форме, отражают народные ценности, идеалы, устремления. В этой связи былины отражают и ряд истинных бытовых и социальных реалий древнерусской действительности. Но как в сказках герои могут быть вымышленными, так и в былинах. При этом летописный Сотко был всего лишь случайным тезкой былинного (а те же летописи нередко упоминают тезок — множество Якунов, Юриев, Иванов, Мирослав и др, хотя ясно, что речь идет о разных лицах) но даже не являлся купцом — строили единолично церкви за свой счет в Новгороде только бояре. Тем более, что Борислоглебский храм был вечевым центром целого городского района — Людина конца. И вообще, один из главных храмов Новгородской земли — в нем хранилась важная новгородская реликвия — легендарные Перуновы палицы. Строить такой важный храм мог только представитель элиты

.А Садко из былины был всего лишь купцом. Причем, по самому классическому и старом варианту былины, в купцы он попал не сразу, поначалу был простым гусляром, представителем городской «черни» «черных людей. В купцы он попал лишь случайно, с помощью сверхъестественных сил. — поймав при содействие ильменского «морского царя» небывалую на Руси рыбку с золоченными перьями. А став купцом, зажил в каменных палатах. Это сразу позволяет отнести сюжет во времена новгородской независимости — в Московской Руси посадский и даже сельский люд легко мог перейти в купечество. А в Новгородской аристократической республике где не было служилой системы, кастовость распространялась видно не на одних бояр, но и на все категории населения города. Даже в купцы можно было попасть лишь сверхъестественным образом. При этом, в Новгороде почти все жили в деревянных теремах, в том числе и бояре. Археологи во всем городе нашли лишь 3 каменных дома, и то боярских. Значит, сказители тоже происходили из новгородской черни, если купечество для них сказочным верхом богатства. Любопытна еще одна деталь — став с помощью морского царя и его рыбки купцом, Садко бьется об заклад, что скупит все товары на свете. Скупил все в самом городе и заграницей. Но тут приходят товары из Москвы, которые Садко оказались не по карману. Видимо, этот вариант былины относится уже к последним полутора столетиям новгородской самостоятельность (XIV-XV вв). Москва не была крупнейшим экономическим центром, но уже заявила о себе как о сильнейшем и авторитетнейшим княжестве, с которым порой приходилось считаться даже гордому Новгороду. Повествуя о приключениях Садко, простонародные сказители многое рассказали о себе и своей эпохе — кастовом социальном устройстве в Новгороде, роста могущества Москвы — будущего центра единого государства. Вырвавшись из плена языческого морского чудища, давшего ему купеческий статус и богатство, Садко продолжает богатеть на торговле но строит христианский Никольский храм. Дар даром, богатство богатство, но все-таки общение с языческой нечистью лучше поменьше, а в торговле и опасных водных торговых поездках пусть помогает не водяной, а христианский Святой — признанный покровитель торговли, плавающих и путешествующих. В этом опять-таки отразились представления новгородцев времен возвышения Москвы. У них еще оставались яркие языческих пережитки в обычаях, обрядах, сознании, и т. д. Поэтому они могли допустить, что нечисть может дать простому смертному любой небывалый дар. И перевести в купеческое сословие, и дать немыслимое богатство. Однако, мысль о верховенстве Христинства и христианских сил уже накрепко проникла в умы всех слоев новгородского населения. Никто уже не сомневался, что христианский небесный сонм всегда главнее и сильнее всевозможной бесовской нечисти. Для того, чтобы благополучно продолжить свою богатую и успешную жизнь, Садко пришлось в конце концов заручиться благосклонностью видного христианского чудотворца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *