По теории марксизма-ленинизма революционная ситуация характеризуется тем, что «верхи не могут, а низы не хотят», то есть, в обществе имеются противоречивые тенденции, вступающие в противоречие. Чем и пользуются революционеры. Но российские революции имеют любопытную особенность: при том, что «верхи не могут, а низы не хотят», все противоречия основываются на глобальном комплексе неполноценности. Фактически со времен Петра I россияне уверены, что все самое шоколадное находится за пределами родной страны, а вот в России – дичь, глушь, провинциальность, отсутствие динамики и многие другие недостатки.
Петр I, обуреваемый желанием стать великим правителем, совершить нечто, достойное высокого звания, искусственно ускорял прогресс в России. Но, если разобраться как следует, то ничего нового он по сути не изобрел. Все его деяния – это лишь продолжение того, что было начато до него. Создание армии, флота, северные войны за доступ к Балтике – это не новаторские действия Петра, он всего лишь шел по той дороге, которую проложили его предшественники. Но – значительно ускоряя процесс!
Понять торопливость Петра I можно. Ведь даже власть ему пришлось захватывать чуть не с боем, а затем доказывать, что он – лучший правитель, чем та же царевна Софья. Что он может обеспечить процветание России и многое, многое другое.
Отличительная особенность Петра I – упорное насаждение западной культуры в России, начиная от одежды и продуктов питания и заканчивая нравственными принципами. Да, подобная методика принесла свои результаты. Если предшественники первого российского императора двигали прогресс потихоньку, в полном соответствии с культурными традициями России, органично вписывая все новшества в эти традиции, то Петр I сломал традиции, что позволило ему сделать рывок вперед. Но какой ценой!
Фактически именно тогда целой нации был привит комплекс неполноценности. Лучшие специалисты во всех областях были за рубежом, россиянам необходимо было учиться у них, чтобы преуспеть, перенимать не только их знания, но и их образ жизни. В России было плохо все, начиная от дорог и заканчивая одеждой. Но, между прочим, если внимательно присмотреться к старинной российской одежде, то оказывается, что она была идеально приспособлена к климатическим условиям, способствовала сохранению здоровья. А вот европейские моды напротив – были довольно вредны для здоровья россиян. Те же корсеты, которые с удовольствием начали носить дамы высшего сословия, весьма неблагоприятно сказались на рождаемости и здоровье потомства.
Предшественники Петра I планировали для России эволюционный путь развития. Петр же пошел революционным путем. Но именно он, хоть и дает быстрые результаты, наиболее неприемлем для природы. По сей день мы пожинаем плоды петровской революционности. До сих пор существует подсознательная убежденность в том, что Россия – отстала, дремуча и так далее. И все российские революции так или иначе связаны с давнишним комплексом неполноценности, который первый российский император привил своему народу.
Каждая российская революция начиналась с недовольства интеллигенции текущим положением вещей. Причем, эталоном служил Запад, как во времена Петра I. При этом каждый народный бунт – это настоящая контрреволюция, призванная вернуть все к исконным русским истокам. Именно противоречия между желаниями народных масс и убеждениями интеллигенции и/или правящей прослойки делали российские революции такими кровавыми.
Интересно, а если бы Петру I рассказали о революциях 1917 года и последующих событиях, отказался бы он от переделки России по западному образцу? Ведь этот государь любил свою страну и искренне желал сделать, как лучше. Но, как обычно, благими намерениями дорога мостится по известному адресу.
Увы, в наследство от Петра нам достались не только города и музеи. Но может быть настало время отделить мух от котлет?