[i][/i]
Еще два дня, и исполнится 175 лет со дня смерти Пушкина, а пока Россия с недоумением смотрит на результаты современной системы образования, ярко проявившиеся в опросах по случаю 175-летия роковой дуэли Пушкина с Дантесом. То, что дуэль поэта с Дантесом признается глупостью, еще полбеды. В конце концов, действительно глупо было применять правила чести к подлецу, который не только распространял клевету, но еще и на дуэль чести явился, как бесчестный человек – в специальной кирасе, аналоге современного бронежилета. Но ведь не это является глупостью в глазах нынешних российских школьников!
Оказалось, что дуэль глупа, так как избавиться от соперника можно другими методами: заплатить ему, оклеветать, избить в конце концов (не принародно, а где-нибудь в подворотне, вдесятером на одного), даже была версия – уволить! И вообще глупо драться на дуэли из-за женщины. Все равно ведь: сегодня одна, а завтра и вовсе другая.
Но комментарии подобных ответов школьников еще более интересны. Некоторые продвинутые читатели договорились до того, что все дело в социальной принадлежности. Оказывается, честь – это понятие исключительно для дворян. Вот они и дрались на дуэлях. А нормальные люди – то бишь, не дворяне – обходились без дуэлей, они оглоблей обороняли, правда, отнюдь не честь, а исключительно – свою собственность. А так как дворян сейчас нет, так и чего вы хотите от нынешней молодежи? Все правильно и хорошо. Выжил – значит отлично.
Что еще более интересно, так это то, что понятие чести было отнюдь не только у дворян. И у распоследнего крестьянина было. Дуэлей, правда, не было, это да. Но честь и ее защита – это ведь не только дуэли. Как иначе, кроме как понятиями чести и достоинства, объяснить, к примеру, такой факт: во время Отечественной войны 1812 года, когда широко распространилось партизанское движение, крестьяне, уничтожавшие французские обозы, брали только продовольствие и оружие, но никогда – ценности. Все золото и прочие ценности уничтожались, топились в болотах и так далее. Крестьяне – не дворяне! – считали несовместимым со своей честью и достоинством брать то, что испачкано кровью. И эти же крестьяне отказались от освобождения от крепости за военные заслуги. Они воевали не ради этого, а защищая свою страну, свою честь и свое достоинство. И это только один факт, а таких – множество, и не только во время войн, но и в повседневной жизни. И не только прошлой, но и нынешней.
Но результаты школьных опросов не удивляют. Достаточно включить телевизор, раскрыть журнал или газету… И что мы видим? Какую литературу мы видим на прилавках магазинов? Скоро «Война и мир» станут библиографической редкостью, зато на каждом углу можно купить книжонку с «бандитской романтикой», посмотреть соответствующий фильм и так далее. Повсюду рекламируются достоинства толстого кошелька. И утверждается, что если у тебя нет того, этого, пятого и десятого – нет и чести, нет и достоинства. И подменяются понятия, и честь становится равной кошельку. Кошелек – это и есть честь в современном мире.
А что же Пушкин? «Невольник чести», как назвал его Лермонтов… Он не выжил, значит, был глуп – по современным понятиям. И это очень, очень грустно. Потому что зачастую выживание рода и вида – чем так озабочены современные люди – зависят именно от возможности и желания защитить свою честь и достоинство. А если честь и достоинство проданы, то вместе с ними снижается и вероятность выживания. Вот такая арифметика.