Сегодняшний день Немецкого национального района Алтайского края невозможно понять без небольшого экскурса в историю района. Он был создан в 1927 году, на месте компактного проживания немцев-переселенцев и ликвидирован в 1938-м, то есть просуществовал всего лишь 11 лет.
Даже село Гальбштадт было переименовано в Некрасово. Воссоздан район был 1 июля 1991 года, тогда же самому селу Гальбштадт было возвращено его прежнее название.
Но если в самом начале 90-х годов на территории района проживали исключительно российские немцы, то в настоящее временя немцев здесь осталось около 30-ти процентов.
Понятно, почему. В 1990-е годы и самом начале 2000-х происходил очень серьезный отток российских немцев в Германию.
И, однако, весь тот порядок, трудолюбие, стремление к красоте, культивировавшиеся в Гальбштадте уже более 100 лет, отнюдь не потеряны и сейчас.
Взамен российских немцев, уехавших в Германию, из других областей России сюда приехало множество людей других национальностей, и в каком-то другом месте это, возможно, привело бы к серьезным потерям в самых разных сферах жизни.
В Гальбштадте ничего подобного не произошло.
Здесь, во-первых, сохраняется все то, что было создано предыдущими поколениями – вплоть до советской символики, которая, впрочем, имеет уже не политический, а культурно-исторический смысл.
К примеру, если у границ разных поселений района названия поселений были когда-то изображены в виде архитектурных элементов, покоящихся на массивных основаниях в виде серпа и молота, то и в настоящее время эти названия и символы сохранены в том же виде. Они отремонтированы, покрашены, за ними все время ухаживают, и они выглядят как новенькие.
Это не потому, что гальбштадтцы все как один грустят по ушедшему прошлому, а потому, что здесь в принципе принято сохранять все созданное ранее.
Разумеется, теперь, когда села Гальбштадта с другими населенными пунктами и городами соединяют современные дороги, доставка каких-либо грузов сюда и вывоз их отсюда уже не требуют таких усилий, как раньше.
А в те времена, когда доставка сюда каких-либо стройматериалов, семян, продуктов, тканей, любых других товаров происходила медленным и малоподъемным гужевым транспортом, то каждый гвоздь или кусок ситца приобретал особую ценность.
С ними нужно было обращаться бережно, стараясь продлить срок службы, извлекая из всего максимальную пользу, и, прямо говоря, доход.
Вот почему все, что здесь создано ранее, продолжает служить людям и приносить свою пользу.
Точно так же гальбштадцы относятся и ко всему, что они создают сейчас – то есть не только бережно и бережливо, но также очень рачительно.
И при этом местных жителей ни в коем случае нельзя упрекнуть в скупости или прижимистости.
Это удивительно открытые и гостеприимные люди.
Живя долгие годы в своем анклаве фактически в самом сердце Азии, они научились прямо какой-то восточной щедрости и дружелюбию.
Если вы приезжаете в Гальбштадт в гости или по делу с открытым сердцем – то можете быть совершенно уверенными, что вас примут также с открытым сердцем, и на таком уровне, что вы будете еще очень долго вспоминать этот прием с чувством глубочайшего восхищения.
Спасибо, очень справедливое и тёплое описание