Известно, что Петр I в Бога веровал, хотя презрительно относился ко многим явлениям современной ему православной церкви. Монахов стремился вырвать из монастырей и отправить на войну со шведами, колокола переливал на пушки, патриарха заменил святейшим Синодом, поставив церковь под прямой официальный контроль государственных органов. К церковникам относился, как к людям корыстным, зловредным и косным, враждебным его прогрессивным реформам, поддерживающим его врагов, вроде мятежного царевича Алексея, и держащим народ в тупом суеверии. Что стоит, например, его любимая поговорка, что достаточно поговорить с попами и чудотворная икона вмиг перестанет плакать. Однако и сам Петр однажды выгодно использовал выдуманную им легенду. Известно, что закладывая Александро-Невскую Лавру близ основанного им Петербурга, Петр I объявил, что именно здесь, при впадении в Неву реки Монастыри, произошла знаменитая Невская битва, где новгородское ополчение во главе со Святым благоверным князем Александром Невским славно разбило шведский отряд.
Разумеется, на самом деле битва была не там, а выше по течению Невы, при впадении в нее реки Ижоры (Ныне — деревня Усть-Ижора). Однако, Петр ценил Александра Невского, видя в нем своего предшественника по борьбе со шведами за господство на Балтике. И не колеблясь, сделало его покровителем Петербурга, назвав в его честь главный городской монастырь. А для наивыгоднейшей привязки святого князя к Петербургу, Петр придумал, что битва была в низовьях Невы, фактически, в непосредственной черте города. При этом, замысел Петра вполне удался. Многие ему верили. И этот миф настолько внедрился в общественное сознание, говорит тот факт, что уже в конце XVIII в. известный ученый и историк Петербурга Иоганн Готлиб Георги всерьез его воспроизводит в своем труде в качестве несомненной правды.
Однако, при этом настоящее место битвы было Петру известно. Достаточно сказать, что в 1711-12 годах в Усть-Ижоре на месте теперешней церкви Александра Невского им была воздвигнута одноименная памятная деревянная часовня. При этом, на всем протяжении XVIII столетия эта часовня сохраняла свое памятное значение, регулярно отстраиваясь после частых пожаров. Таким образом, Петр I сознательно сознательно придумал ложное место памятной Невской битвы для прославления невского устья, где он на костях многочисленных крепостных строителей возводил новый, невиданный на Руси, стольный город. Но и в наше время, когда правильное место Невской битвы точно известно мы все равно считаем Александра Невского покровителем Петербурга и чтим его блестящую полководческую победу над шведским военным лагерем.