Если ухо или глаз доносят до автора что-либо, связанное с претензией на занесение в книгу рекордов Гиннеса, то чаще всего это какая-либо глупость, общественно бесполезная и морально неуклюжая. В этой связи контрпримером вспоминается творчество русского художника XIX-XX века Павла Яковлевича Пясецкого. Точнее, его работа «Великий Сибирский путь», посвященный Транссибирской железнодорожной магистрали. Автору даже совсем неинтересно – самая ли это длинная картина мира или нет. Хотя размер в 942 метра, надо сказать, впечатляет. Панорамы в XVIII-XIX веках были достаточно популярны. Тем не менее, произведение, описывающее более чем 4 тысячекилометровую железную дорогу с природными и рукотворными достопримечательностями было и остается уникальным.
«Технологически», картина сделана наклейкой листов бумаги на холст-основу. Далее на ленте акварелью прорисовывался панорамный пейзаж.
Помимо художественной, панорама имеет чрезвычайно большую историческую ценность, поскольку на ней можно увидеть начало освоения Сибири, так сказать, всерьез. Многое, уже навсегда утраченное предстает перед зрителем живым историческим свидетельством.
Автор всегда с недоверием относился к проявлениям абстракционизма, импрессионизма, или какого другого модного художественного течения. За предложениями домыслить нарисованное или восхититься оригинальным исполнением он всегда видит недостаток таланта, усердия и желание заморочить голову. Нет, автор поклонник реализма в искусстве. Особое удивление и удовольствие в том, когда узнаешь, что картина рисовалась почти 6 (!) лет, что железнодорожники специально выделили художнику вагон-мастерскую. Что добросовестный художник сделал массу фотографий и зарисовок, добиваясь исключительной точности. Обращает также на себя внимание и тот факт, что основная специальность Пясецкого – врачебная практика. В общем, недаром картина вызвала живейший интерес на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Для картины на выставке был выстроен специальный павильон, где она демонстрировалась в виде 9 более чем стометровых фрагментов. Полотно вызвало огромный интерес и желание показать в других городах. Очень остроумно была решена задача демонстрации столь длинного полотна там, где не было сооружений достаточной длины. На длинном столе размещались два барабана, полотно перематывалось с одного на другой, а автор с указкой рассказывал зрителям о местности, изображенной на отрезке.
В бурных исторических событиях двадцатого века, полотно было забыто. Даже сейчас, историки искусства не знают, как из Русского музея оно «перепрописалось» в Эрмитаже. Возрождение интереса к нему произошло в 2000 годах. Тогда же широкой публике были представлены, и имели успех, другие панорамы художника. Талант сумел прорваться к зрителю даже через век забвения.
И, когда сейчас многие сограждане полны обид за недооценку их таланта, чаще всего никак не проявившегося, когда художники стали не в последнюю (а как бы ни в первую) очередь коммерсантами, картина «Великий Сибирский путь» служит отличным примером против зазнаек. Вы, господа – на такой подвиг пока не способны …