Ныне во всем мире известен Петергоф — столица фонтанов. Однако, в свое время, у основателя Петергофа Петра Великого было, помимо него, много других приморских усадеб, И на роль главной императорской резиденции с модными по тем временам, мсногочисленными фонтанами, претендовал не один Петергоф. Например, в Стрельне одно время создавался огромный дворцово-парковый ансамбль с большим водохранилищем для фонтанных вод. Почему же именно Петергофу суждено было стать столицей фонтанов? Многочисленные фонтаны Петергофских парков превышают по своему количеству даже фонтаны Версаля. И по своей красоте тоже не уступают им. Создавая приморскую Петергофскую резиденцию, преобразователь России Петр Великий стремился сделать ее максимально торжественной и парадной, соответствовавшей новому имперскому статусу обновленной России, ставшей при нем в ряд первейших европейских держав и получившей выход в Балтику. Торжественное открытие Петергофа прошло в 1723 году, всего лишь несколько лет спустя после победы России в Северной войне и принятием ей имперского статуса.
Однако, кроме Петергофа, у Петра I было в окрестностях строящегося Петербурга много загородных приморских дворов. И на роль главной резиденции, с модными в то время многочисленными фонтанами, выдвигался по началу не один Петергоф. Так, между Петербургом и Петергофом до сих пор находится Стрельна с огромным дворцом и обширным регулярным парком. Начиная с 1717 г. по 1720 г. в Стрельне велись интенсивные работы по проектированию парадного регулярного дворцов-паркового ансамбля, напоминавшего по композиии французский Версаль. Правда, Петр долгое время забраковывал все проекты. Наконец, в 1719 году он одобрил проект итальянского архитектора Николло Микетти. Был распланирован регулярный прямоугольный парк с системой дорог и каналов. Летом 1720 года был заложен на склоне естественного берегового уступа дворец и грот, в котором планировалось сделать большой каскад, ни в чем не уступающий Петергофскому. Но уже в августе 1720 года Петр «нашел» Ропшинские источники для питания будущей фонтанной системы, а затем окончательно забросил недостроенную Стрельну и сделал своей главной резиденцией Петергоф.
Любопытно, что Петергофские Ропшинские источники близ деревень Хабино, Глядино,и Забродье, Петру были известны и раньше. Это истоки реки Стрелки, воды которых сперва просто планировалось использовать для будущей фонтанной системы Стрельны. Обширный Орловский пруд, запруженный при Петре в русле Стрелки в качестве мощного фонтанного водохранилища, до сих пор напоминает о первоначальном замысле сделать главную царскую резиденцию в Стрельне. Таким образом, уже в августе 1720 года Петр передумал и решительно отказался от Стрельны в пользу Петергофа, для которого и определил Ропшинские источники. Видимо, сказался триумф Гренгамской победы над шведами 14 июля того года, после которой стало ясно, что полная виктория над Шведами за выход к морю не за горами и Россия окончательно утвердится в ряду первейших европейских держав, а ее царю срочно нужна парадная резиденция. Петергоф, у которого была лучшая гавань, больший перепад высот от фонтанных источников до приморской низины, чем в Стрельне, подходил для этих целей куда лучше. И Петр выбрал его в качестве своей главной резиденции. Так он и стал мировой столицей фонтанов.