Расформирование Поволожской немецкой автономной республики началось после соответствующего указа Правительства СССР 28 августа 1941 года. Но на самом деле сталинские репрессии против советских немцев начались еще в 1935 году, когда несколько десятков тысяч немцев были выселены из приграничных районов Украины в Казахстан.
А в 1937-38 годах НКВД провел так называемую «немецкую операцию», когда были арестованы, уволены и сосланы в лагеря около 70 000 немцев, работавших на оборонных предприятиях.
В это же время из РККА были также уволены офицеры-немцы, хотя впоследствии кое-кому из них удалось восстановиться.
Такова была вообще хитроумная «логика» Сталина, поскольку в конце 1930-х годов сотрудники НКВД постоянно контактировали с гестаповцами Германии, передавая фашистам свой «богатый» репрессивный опыт.
Тем не менее, многие советские немцы все-таки воевали против гитлеровцев. И воевали очень неплохо. Дело ведь было не в национальности, а в том, что советские немцы защищали свою вторую родину так же горячо, как их товарищи других национальностей – свою первую и единственную.
Те немцы, которые переселились в Сибирь еще в конце XIX века, никуда не выселялись, но пострадали они не меньше, чем те, кого выслали из Украины и Поволжской республики.
С разгаром Великой отечественной войны огромное количество советских немцев попало под пресс еще одного репрессивного инструмента – так называемых трудовых армий.
Рудникам, шахтам, а также военным заводам, эвакуированным в Сибирь, Казахстан, республики Средней Азии из Москвы, Ленинграда и других центральных городов СССР, не хватало рабочих рук.
И немцев начали в массовом порядке, никакого их согласия не спрашивая, отправлять на эти заводы, шахты и рудники.
Причем забирали даже юношей и девушек прямо со школьной скамьи, начиная с 15-летнего возраста! Забирали также отцов и матерей, не взирая на то, что у них дома остаются малые дети.
Например, одна переселенная в Сибирь женщина, работавшая в Поволжье директором школы, мать двух детей 1,5 и 3 лет, была осенью 1941 года отправлена в Кемерово, на оборонный завод. Муж ее был репрессирован раньше и домой больше не вернулся. В Кемерово бывший директор освоила профессию токаря и работала очень добросовестно. Поэтому через год, осенью 1942 года, ей дали отпуск и разрешили навестить детей.
Все это время ее дети жили в круглосуточном детском саду, фактически детском доме.
Пробыв с детьми неделю, их мать поняла, что снова оставить их одних просто не может. Она пошла в комендатуру и заявила, что «хоть режьте меня, а в Кемерово я больше не поеду. У меня тут двое малых детей!»
И вот ведь поразительный случай в зверские сталинские времена – ей разрешили остаться с детьми!
Конечно, во время войны весь советский народ прошел через неимоверные тяготы и лишения. В те же трудовые армии забирали не только немцев, но и русских, украинцев, казахов, татар, да вообще всех советских людей, кто попадал под соответствующую разнарядку.
Но советским немцам было тяжело вдвойне, поскольку на них давил еще и моральный пресс. Они ведь были одной национальности с врагом, устроившим на территории СССР самую кровавую бойню за всю историю страны.
Так что нередко советских немцев в тылу обзывали «фрицами» обыкновеные работяги, точно так же отдававшие все силы и здоровье на заводах и в полях под девизом «все для фронта, все для победы».
Немцы в России. Часть вторая
Добавить комментарий