В XIII в. после Батыева нашествия над Русью на целых два с половиной века нависло тяжелое монгольское иго. Монголы теперь сами стали утверждать кандидатуры князей, иногда жестоко расправляясь с непокорными князьями. Лишь Новгородско-псковский северо-запад избежал участи большинства русских земель и продолжал сохранять независимость, отделавшись лишь необходимости платить дань деньгами. Между тем, не покорили монгольские войны и Смоленск (а также лежащие за ним полоцкие владения). А ведь на самом деле все это взаимосвязано.
Как известно из древнерусских летописей, 18 марта 1238 г. на день Святых Кирилла и Анны, вторгшиеся в Новгородскую землю два монгольских отряда под командованием самого хана Батыя и Субудая вдруг развернулись на юг около Игнач-Креста. Ныне это место, у р. Полометь близ деревни Соменка, в 12 км. От с. Яжелбицы, почетно отмечено памятным знаком. До сих пор историки спорят, почему вдруг развернулись монгольские рати. Тем более, что меньше двух недель назад, 5 марта, они после двухнедельной осады взяли новгородский форпост Торжок, а затем решительно двинулись к Новгороду. Как нередко предполагается, дала знать приближающаяся весна, с перспективой близкой распутицы и бескормицы коней, без которых степняки-кочевники воевать не привыкли. В самом деле, монголы прибыли бы к Новгороду положим, еще через 15-20, в начале апреля и уже через пару недель бы непременно оказались беспомощны среди обильных приильменских оттаивавших заводей и болот, а также местного бурного паводка. Не случайно, и моногольские, и русские великокняжеские рати вплоть до второй половины 15 века решались ходить на вольный Новгород лишь зимой, когда обильные приильменские реки, заводи и болота засыпали под прочной ледяной коркой. Немудрено, что монголы развернулись именно на холме у Игнач-Креста, перед простирающейся внизу обширной болотистой пойме реки Поломети, в которой и сейчас немудрено сгинуть и попросту заблудиться.
Однако, была и другая причина. К этому времени монголы были измотаны многими битвами, они взяли множество городов, пострадали в крупной битве с русскими князьями на реке Сити, несомненно потерпели урон во время двухнедельной осады маленького, но стойкого новгородского пригорода Торжка. Если крошечный, незавидно укрепленный Торжок продержал их так много времени, то стоило ли пытать судьбу под большим и могучим Новгородом с мощными внешними укреплениями? Монгольские полководцы пытать судьбу не решились. Они даже не взяли Смоленска, а прошли на юг, к Козельску, где поспешили встретиться со своим подкреплением, откормившимся в донских половецких степях. Более того, под смоленском им дали отворот-поворот. До сих пор сохранилась повесть о Меркурии Смоленском, который даже без головы смог легко разгромить монгольский отряд. Не удивительно, что ослабшие монгольские отряды не решились подойти к гораздо более сильному Новгороду! Так Новгород и Смоленск избежали участи большинства древнерусских земель, попавших в сильную зависимость от монголов.