Когда в 1941-м году Оксфордской группе английских ученых-медиков удалось создать первый в мире стабильно действующий антибиотик пенициллин, правительства многих стран поставили перед своими учеными задачу наладить выпуск собственного препарата подобного рода, и на основе собственного сырья.
Ведь не зря уже в 1943 году Оксфордская группа в полном составе из Великобритании перебралась в США. Американцы явно вознамерились стать единственными в мире поставщиками нового медицинского средства, способного излечивать таких больных, которым до этого не могли помочь никакие другие лекарства. А уж в условиях новой мировой войны данное обстоятельство становилось особенно важным.
В Советском Союзе поставленную задачу с честью решили будущий академик АМН СССР З. В. Ермольева и ее помощница Т. И. Балезина.
В тяжелейших условиях военного времени ими были собраны многочисленные образцы плесени и испытана их противомикробная активность. В результате был найден грибок «пенициллиум крустозум», который по своей продуктивности даже превзошел те, что использовали англичане и американцы.
Удивительно, конечно, что основой для высокоэффективного лекарства служит плесень, которая даже внешне у многих людей вызывает чувство брезгливости.
Плесень, кстати, появляется где угодно и на чем угодно. Немножко тепла, влаги, каких-нибудь естественных питательных отбросов – и она начинает расти! Но, однако, не покрывает собой всю землю.
Странно, не правда ли?..
А все потому, что между микробами постоянно идет жестокая война – с помощью естественных антибиотиков. В природе их существует огромное количество, и ученым приходится делать даже не тысячи, а десятки тысяч проб, прежде чем удается выделить культуру, пригодную для медицины.
К примеру, американцы первые порции промышленного пенициллина получили из плесени, разросшейся на дыне, которую принесли с обыкновенного городского базара в штате Иллинойс. Точнее, не с базара, а с базарной помойки, где эта самая дыня благополучно догнивала свой век.
А для советского пенициллина основной стала плесень, собранная в одном из московских подвалов.
Препарат был получен уже в 1942-м году и в 1943-м был испытан во фронтовых условиях. Испытания проводила специальная группа врачей под руководством главного хирурга армии академика Н. Н. Бурденко.
Но что значит – испытания?
На самом деле для многих сотен и тысяч тяжелых раненых эти испытания стали настоящим спасением.
Заражения крови, различные воспаления, нагноения, тяжелые ранения – все это стало возможным излечивать с помощью пенициллина.
Фактически пенициллин стал оружием, который внес свой огромный вклад в борьбе за победу.
Да и в мирное время он спас и продолжает спасать множество жизней, как взрослых, так и детей.
Как свой собственный пенициллин создали в СССР
Добавить комментарий