Деревня имеется в виду не современная, а лет этак 40 назад, в 70-е годы прошлого века. Самое «застойное» время. Самое «золотое» советское детство. Но не у всех в те безмятежные годы были пионерские лагеря и дома отдыха, у кого-то были просто городские родители и деревенские бабушки и тетки.
Итак, если 11-12-летний оболтус ехать в пионерский лагерь отказывается категорически, то родители на все лето могут «сослать» его на деревню к бабушке (и тетке).
Там имеется двоюродный брат, кузен, так сказать. Который тоже ехать в лагерь отказывается. И вот эти два гаврика, соединившись вместе, оказываются на шее у своих матери (она же родная тетка для одного из двух кузенов) и бабушки.
Но спокойного и бездельного времяпрепровождения для данных оболтусов, увы, не приуготовлено. Их ждут прежде всего гуси, в количестве 50-70 экземпляров, выращиваемые запасливым старшим поколением, для прокормления себя и младшего поколения.
Причем домА, где живут тетка и бабушка, находятся на крайней улице села, а село располагается в степи. Никаких водоемов рядом нет, и водоплавающие гуси до самого своего убиения поздней осенью так и не узнаЮт, что они – в принципе водоплавающие птицы.
Зато они имеют возможность наслаждаться зеленой травкой в степи, щедро поливаемой дождями. Но до этой травки им еще надо добраться, причем не по воздуху, а пешком, на своих двоих перепончатых лапах, поскольку упитанные домашние гуси летать не умеют. И сами они туда дойти не могут, поскольку с интеллектом и целеполаганием у гусей есть некоторые проблемы. Их надо к травке пригнать, и некоторое время там пасти. Этакий, значит, некрупный пернатый «скот» получается!..
Ну так вот, эта самая пастьба гусей была для двух кузенов самым ненавистным и скучнейшим занятием, от которого они старались по возможности отлынивать. Как правило, не удавалось.
Кстати, в исторической традиции в народе пастьбой гусей занимались именно дети чуть ли не с пятилетнего возраста. Дитё еще ходит без штанов, в одной рубашке, а ему уже вручают хворостину – и вперед!
К счастью, пастьба гусей занимала только два-три часа в день. В основном их кормили не травкой, а комбикормом, зерном, хлебом. Да-да, обыкновенным хлебом, покупаемым в магазине. Булка черного хлеба тогда стоила 16 копеек, и несколько ежедневных булок были обыкновенной добавкой к общему рациону домашних пернатых. А травка была только бесплатным витаминным дополнением.
В остальное время кузены делали луки и стреляли по соседским стенам и крышам. Разбили стрелой соседское окно. Были напуганы рассерженной соседкой и побиты бабушкой и матерью (она же тетка).
Лазили в соседские огороды, хотя в своих росло все то же самое, что и у соседей. Но чужое вкуснее! Ни разу не были пойманы, но заподозрены. Начатое соседями расследование заставило прекратить вылазки.
А еще, конечно же, играли со сверстниками в той самой степи в футбол. Ну, это уже до самозабвения.
И много чего еще было в те летние месяцы с двумя подростками, не знающими, что когда-то в каждом доме появятся цветные телевизоры, а в них – десятки каналов, и потом интернет, и компьютерные игры, и парки развлечений, и разное другое.
Оно появилось, и бог с ним.
Но то деревенское детство без всех этих навороченных развлечений было для кузенов по-своему прекрасным, особенным…
И неповторимым!
Дети в деревне
Добавить комментарий