Занятная новость пришла из Китая. Там принят закон, ограничивающий рекламу роскоши.
Этакая политкорректность на восточный лад, при которой в рекламе запрещается упоминание слов «элитный», «королевский» и т.п. Цель уменьшить потребительское сумасшествие и хоть частично умолчать о социальном разрыве, раз заштопать его не можется и не хочется.
Законы против роскоши – не новое изобретение. Правда, тогда они опирались на христианскую мораль а сейчас – стремлением «не разжигать ненависть между богатыми и не очень». Выглядит даже забавно – теперь даже и не покушаясь на роскошь как таковую, стремиться ограничить ее рекламу. Вдоволь насмеявшись над попыткой спрятать роскошь за ширмой умолчания, я все же задумался. А вот если перенести этот опыт на отечественную почву – что выйдет?
Поначалу, кажется, что все это ерунда, и наше правительство и так достаточно выдвигает инициатив, либо множащих бюрократию, либо вообще непонятно кому нужных. Стоит ли добавлять юристам бессмысленную работу.
Нет, не все так просто. Во-первых, я всегда был сторонник правдивости. Как там говорят церковники – «… оставь кесарю кесарево». Т.е. королевское – королям, элитное – элите. Да и вранье все это, по крайней мере, в пределах Отечества точно. Уверен кстати, что наша «элита», пусть и сменившая недавно телогрейки на брендовую одежку – воротит нос от этого «элитного» и всякоподобного. Потому как не эксклюзивно. Впрочем, никуда они особо не денутся – все теперь производится на Малой Хунвэйбинской, разве что с них сдерут побольше да ярлычок другой наклеят.
Во вторый, в роскоши все-таки присутствует элемент красоты, а ее и так осталось мало в мире. Правда и навязывание стандартов красоты – штука не очень хорошая. Потому и хорошо, что силикон с пластиком и другими достижениями химической промышленности хоть немного да отодвинется от глаз.
В третьих, ведь и правда, немалая проблема заключается даже не роскоши даже как таковой, а в роскоши наглой. Хотя нет, вспомнились рассуждения Гончарова, в «Фрегате Паллада». Он достаточно четко и убедительно обосновал разницу комфорта и роскоши.
Роскошь требует эксклюзива, комфорт повсеместности. Гламур усохнет без непрерывной трескотни о нем, комфорт заметен лишь тогда, когда пропадает. Именно наглость синоним роскоши. У меня есть то, чего у тебя не будет никогда. Даже если это «есть» не особо то и нужно, хотя блестит заманчиво. И, пожалуй, именно повсеместная победа комфорта над гламуром является определенной вехой в развитии конкретной цивилизации. Когда граждане гордятся, что дворец падишаха самый роскошный – это одно, а когда королева отоваривается в магазине, доступном значительному количеству средних граждан – то несколько другое. Я не говорю – что одно – лучше или хуже другого. Собственно пока у россиян и выбора нет. Мы еще достаточно долго будем страной непуганого гламура и мне совсем бы не хотелось решать эту проблему очередной революцией. Потому лучше четверть шага в нужном направлении, чем уверенные прыжки в бездну зависти и смуты.
Закон против роскоши.
Добавить комментарий