Может быть, многие люди сейчас уже не знают этого имени, но песни на стихи этого поэта по-прежнему звучат в эфире самых разных радиостанций, и, к тому же, на эти песни время от времени делаются новые кавер-версии.
Это такие песни, как «Я, ты, он, она, вместе – целая страна», «Позвони мне, позвони» (из фильма «Карнавал», с Ириной Муравьевой в главной роли), «Эхо любви» (из фильма «Любовь земная»), «Свадьба» (была написана на музыку композитора Арно Бабаджаняна специально для Муслима Магомаева, многие слышали эту же песню в исполнении Валерия Меладзе), и т.д., и т.п.
А вообще Роберт Иванович Рождественский был универсальным поэтом. Он был способен писать очень серьезные гражданственные стихи и поэмы, и любовную лирику, и, как уже сказано выше, тексты для популярных песен.
Родился Роберт Рождественский в 1932 году, умер в 1994-м. Фамилию и даже отчество дал ему приемный отец, которого Роберт очень любил и уважал. С родным отцом, Станиславом Никодимовичем Петкевичем, его мать развелась, когда Роберту было всего лишь 5 лет.
Мать Роберта работала директором школы и параллельно училась в медицинском институте, и поэтому в самом начале Великой Отечественной войны была призвана на фронт в качестве военврача. 9-летний Роберт остался с бабушкой, в городе Омске, где, кстати, в одной из газет были опубликованы его первые стихи.
В 1943 году бабушка умерла и мама Роберта решила взять его с собой в свою воинскую часть, оформив как сына полка. Но по дороге на фронт решила не рисковать жизнью сына, и оформила его в детприемник. Впрочем, там Роберт пробыл недолго. В том же 1943 году он поступил в военно-музыкальную школу, где и проучился до 1945 года.
Ну а в этом победном году его мама и познакомилась с Иваном Ивановичем Рождественским, офицером и своим однополчанином, вышла за него замуж, и уже вместе новая семья отправилась продолжать службу в Кенигсберге, куда они взяли с собой и Роберта.
В 1951 году Роберт Рождественский поступил в Литературный институт, в Москве, и вскоре, одна за другой, начали выходить его поэтические сборники, которые в 1950-80-е годы очень даже неплохо продавались, что сейчас кажется очень удивительным.
Больше того, Роберт Рождественский, в одиночку и вместе со своими поэтами-сверстниками Андреем Вознесенским, Беллой Ахмадуллиной, Евгением Евтушенко, Булатом Окуджавой и другими очень часто выступал в самых разных залах, и неизменно эти залы заполнялись до отказа.
Тысячи людей приходили на встречи с поэтами только для того, чтобы послушать стихи в их авторском исполнении и задать поэтам свои вопросы. Это были вопросы о любви, жизни, стране, гражданском долге, о вечных ценностях…
Само собой, для поэтов это было счастливейшее время – ведь их не только слышали, но и слушали, и не только слушали, но и понимали, и воспринимали.
Для настоящих поэтов это является гораздо более важным, нежели материальные соображения. Хотя надо сказать, что Роберт Рождественский был и в материальном отношении очень успешен. Его поэтические сборники, как уже говорилось, очень неплохо продавались, к тому же солидными тиражами, а как поэт он сотрудничал с несколькими десятками очень известных композиторов.
Кроме того, Роберт Рождественский вел на телевидении программу «Документальный экран», к участию в которой привлек очень многих молодых режиссеров-документалистов, ранее не известных широкой публике.
Он вообще умел помогать людям, причем как-то так получалось, что он помогал именно тем, кто мог не только принять, но и оценить эту помощь.
В 1990-е годы Роберт Рождественский уже был серьезно болен, и, к тому же, общественная атмосфера начала меняться, вместе с публикой, которую стихи перестали интересовать. Выступлений в больших залах практически не стало, книги стихов выходили все реже и реже.
Роберт Рождественский переживал это очень тяжело.
Но по-прежнему были друзья, были люди, которые приходили в гости, звонили, писали письма, и, конечно же, оставались песни, продолжающие и сейчас жить своей собственной жизнью.
Ведь рукописи, как известно, не горят, поэты не умирают, а настоящие стихи и песни живут всегда.
Роберт Рождественский
Добавить комментарий