Считается, что это были исторические личности. Правда, установить, в какое время и где именно они жили, уже не представляется возможным.
Известно только, что были Кузьма и Демьян лекари и кузнецы, и другим помогали освоить эти ремесла, но при этом считались бессеребренниками, поскольку денег в руки не брали. А еще они не ели ничего, кроме каши, и потому звались «кашниками».
Лечили Кузьма и Демьян не только людей, но и зверей, которых совершенно не боялись, да и сами звери тоже их не боялись, и всегда выходили к этим двум святым, когда нуждались во врачебной помощи.
Несмотря на такое происхождение, этот праздник считался девичьим.
И тут надо заметить, что, кроме всего прочего, Кузьма и Демьян были еще и покровителями кур! Если можно так выразиться, конечно, потому что на Кузьминки главным угощением как раз считались куриная лапша и пирог «курник» — то есть с куриным мясом…
Девушки на выданье во время Кузьминок обращались к Кузьме и Демьяну с просьбами «сковать их свадьбу и жизнь крепче зимнего льда». А накануне и во время праздника будущие невесты становились хозяйками в доме.
Вот как раз они-то и готовили эту самую лапшу и пироги. Угощали матушку и батюшку, других родственников, гостей, ну и, разумеется, своих суженых, будущих мужей. У тех, соответственно, возникал шанс проверить кулинарное искусство своих будущих жен.
Ребятня использовала в это время свой шанс выбрать куриные перышки получше, для игр и для того, чтобы сделать из них кисточки для росписи игрушек.
Лучшими кисточками почему-то считались те, которые делались из перышек с правого бока курицы.
Парни на Кузьминки слегка – и даже не слегка! – хулиганили. Например, ходили в соседние дворы и деревни воровать кур. К счастью, на такое «хулиганство» окружающие смотрели снисходительно.
А мнением куриц никто не интересовался!..
Что же касается собственно празднования Кузьминок, то какого-то раз и навсегда установленного порядка тут не было. В каждом селе, в каждом дворе Кузьминки справляли одновременно и по обычаю, и по-своему.
Девицы, значит, варили лапшу и пекли пироги.
Парни таскали кур.
Мальчишки делали кисточки и так называемые «щепные» игрушки – из лучины и щепок, остававшихся от растопки.
Девочки «крутили» кудельных куколок, то есть куколок из шерсти.
Ну и, естественно, на праздник собирался взрослый народ. Пелись песни, велись разговоры и хороводы, строились планы на зиму.
То есть, давайте вдумаемся, в этом празднике все-таки первым главным героем был труд!
Труд радостный, не по принуждению, и для себя, и для всех.
А вторым главным героем было доброжелательное общение – причем с уважением и вниманием ко всякому полу и всяким возрастам.
Вот именно такого общения нам сейчас и не хватает.
Так что давайте воспользуемся историческим шансом, и устроим празднование Кузьминок – пока еще есть время до начала настоящей зимы!
Кузьминки, по осени поминки!
Добавить комментарий