14 сентября в Петрозаводске открылась выставка современного финского искусства. Не скажу, что я завсегдатай мероприятий подобного рода, но вот тут, как-то так получилось, что попал я… Попал я таки на эту самую выставку.
И, неспешно передвигаясь по первому этажу Музея изобразительных искусств Карелии, в залах которого, собственно, развернулась экспозиция, внимательно рассматривая представленные на ней работы художников двух северных губерний Финляндии – Оулу и Лапландии, меня как-то вдруг осенило: «А ведь это, действительно, выставка финского искусства!» Не английского, испанского или болгарского, а именно финского.
Потому что, авторы, чьи работы выставлены в залах Музея, поднимают и ищут ответы на те вопросы, которые волнуют современное им финское общество.
Финляндия, ведь, как её называют сами жители Суоми, – Страна тысячи озер. И не только их. А ещё — многочисленных рек, бескрайних лесов и много чего иного, всякого разного. Того самого, которое мы называем природой. Или, если с точки зрения разных мудрых наук, типа экологии, окружающей нас средой. На которую, хотим мы того или нет, но влияем. И не всегда лучшим образом.
Вполне естественно, что эти вопросы не могут не волновать людей, окруженных чистыми реками, озерами, лесами и лугами. Но чистыми ли? У отцов и дедов, они, действительно, были таковыми. А вот у нас самих? Как-то, если честно, не очень… А какими они достанутся нашим детям и внукам?
Поэтому тема взаимоотношений современного индустриального общества с окружающей его природной средой, нашла своё отражение в творчестве многих современных финских художников, представленных на выставке. Но вот ответы на те вопросы, что возникают в ходе этих самых взаимоотношений, у каждого из них свои, индивидуальные. И варьируются от крайне пессимистичного варианта, до осторожно оптимистичного.
Крайний пессимизм можно увидеть в композиции Лейлы Липияйнен (Рованиеми) «Трофей» (2005 г., алюминий, рога северного оленя, мех). По её мнению – всё живое это исключительно охотничий трофей человечества. И всё, что может ждать трофейного зверя или птицу, так это или кастрюля, если неблагодарное человечество предполагает варить суп, или глубокая сковородка (сотейник), если трофей предназначен на жаркое. Правда, в работе Лейлы нет ни кастрюль, ни сковородок. Оленьи рога у неё закреплены на отдельных частях соковыжималки. Как намёк на то, что сегодня мы выжимаем из природы все соки?
Или вот — Том Энгблом (Рованиеми). Тоже – явный пессимист. В своей работе «После Рождества» (2012, дерево (ель)) он ярко и образно показывает наше потребительское отношение к тому, что нас окружает: сначала использовать дарованное нам природой в своих целях по максимуму (ободрав ель, как липку), а потом выбросить на свалку за ненадобностью…
К осторожно оптимистичным можно отнести позицию Сары Ахде (Оулу), которая своей работой «Оулу №4» (2012, фотопечать на акриле) пытается показать, что даже в условиях крупного индустриального центра можно (если, конечно, захотеть!) сохранить уголки пусть и не первозданной, но почти дикой природы.
А в промежутке между Лейлой Липияйнен, Томом Энгблумом и Сарой Ахде –Рейё Раекаллио (Рованиеми), акварель которого «Попытка спастись от машины» не даёт прямых ответов, оставляя за зрителем право выбора того финала, который обязательно произойдет, но уже за пределами этого художественного полотна. На первый взгляд, у оленя нет ни малейшего шанса спастись от так опасно приблизившегося к нему автомобиля. Тем более, что даже теоретически преимущество последнего в скорости – неоспоримо. Нет, не спастись рогатому…
Но это только — на первый взгляд. А если присмотреться, да чуть поразмышлять, то только что описанный финал – чистой воды фантастика. Любой из автомобилистов знает, чем ему самому и его железному коню грозит на трассе столкновение с крупным животным. Так сразу и не сказать, кому от этого столкновения будет хуже. Поэтому в реальной жизни любой водитель сделает всё возможное, чтобы избежать столкновения.
Отсюда вывод — и у живой природы есть шанс. Человеку нет никакого резона вступать в прямую конфронтацию и идти на столкновение с ней. Он понимает, что от этого столкновения хуже будет не только природе, но (в первую очередь!) ему самому…
Ну, а помимо ответов, которые дают финские художники на вопрос взаимоотношений человека с окружающей его средой… Если в них вслушаться и уловить не только суть, но и то, как они произносятся! То можно понять, что картины, скульптуры, фотографии художественные объекты, даже если и говорят по-русски, то… с явно выраженным финским акцентом.
Вспомним, какими мы обычно представляем финнов? Эдакими неспешными, основательными молчунами. Которые, если что и скажут, то очень-очень нескоро. Но вот как скажут, то одной двумя фразами припечатают так, что ой-ой-ой! Надолго эта пара фраз запомнится всем, присутствовавшим при их историческом произнесении.
А если, например, присмотреться к небольшим по размеру и вроде бы самым обычным, резным деревянным скульптурам Юсси Валтакари? Так это только на первый взгляд они такие простые и незамысловатые. А на самом деле… Если скажут, так скажут. И от одной двух фраз даже самому искушенному зрителю — мало не покажется!
Вот, например, «Приносящий свет» (2008 г., липа). Судя по очкам и специфическому одеянию, перед нами — типичный научный работник. Не иначе, профессор. Но вот как, или, вернее, — чем он несет нам, зрителям, свой свет? Знаниями? А может, тем электрическим фонариком, что зажат у него в правой руке?!
Вообще, Юсси, очень оригинальный автор. Любая из его композиций обязательно имеет какой-то скрытый подтекст, который, с изрядной долей юмора, а иногда и сарказма, пытается донести до своего зрителя скульптор. При этом важна любая мелочь или, казалось бы, — малозначимая деталь.
Взять, например, скульптуру «Папа в затруднительном положении». Она, одна из немногих, — раскрашена автором. И посмотрите, в какие цвета? Розовый и голубой. Перед нами – человек нетрадиционной сексуальной ориентации. Но почему он «папа», если в женском одеянии? И какое затруднение он пытается разрешить, лихорадочно набирая на мобильнике, скорее всего, номер «мамы»?
А вот — уже не скульптура, а целая скульптурная композиция с двумя фигурками, каждая из которых крайне раздраженно что-то пытается доказать стоящему напротив оппоненту. Фигурки – совершенно одинаковы, как братья близнецы, и отличаются друг от друга только размером. Одна из них в несколько раз больше другой. А между прочим, перед нами — разговор человека со Всевышним. Но кто из этих фигурок Господь, а кто – человек, автор нам не говорит. Мы сами вправе определить, кто для нас Всевышний – большой и грозный авторитет, или так, — мелочь. С мнением которой можно и не считаться…
Хотя, подсказка определенная есть. Мне показалось, она – в названии композиции: «Shit happens». Если в очень смягченном переводе, то примерно так – «всякое бывает». Всякое…
И на выставке – тоже. Чего только нет. И авторы разные. И работают они с разным материалом. В отличной друг от друга технике. Но вот если присмотреться. Вслушаться. Принюхаться…
И сразу – никаких сомнений. Ни-ка-ких! Здесь финский дух. Финляндией пахнет на выставке…