Когда ожидался выход на экраны сериала «МУР», писали о том, что режиссера Эльера Ишмухамедова не вполне устроил сценарий, построенный исключительно на книгах Хруцкого. В этом первоначальном сценарии все действие фильма должно было быть посвящено исключительно расследованиям преступлений и только. Но был приглашен сценарист Агишев, который и «расцветил» детективы побочными линиями. Наблюдая за развитиями этих сюжетных линий, все время вспоминается фраза «Если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит». И вот, я – наивное существо! – все шестнадцать серий ожидала этого выстрела…
Вот одно из ружей, которое так и не выстрелило. Жену капитана Муравьева, очаровательную Инну (Елизавета Боярская) вынуждают стать любовницей заместителя начальника охраны Сталина. Причем, генерал и ухаживает за ней, и в то же время угрожает. Он говорит о тех благах, которые ожидают Инну и ее мужа, если та уступит ему, и о тех карах, которые обрушатся на всех, если она откажется. И Инна соглашается.
Весь сериал я ждала – что же будет из этой линии. Но все лопнуло, как мыльный пузырь. В один прекрасный день Игорь выследил свою жену, устроил пьяный дебош на официальном приеме, и генерал почему-то отказался от своей любовницы, а Игорь был отправлен в штрафную роту по приговору трибунала. Кстати, за что такая немилость – так и не ясно. Ну, ухаживал за Инной на этом приеме Василий Сталин. Ну, сказала она ему, что любит мужа. На этом, кстати, все ухаживания закончились. На что же обиделся генерал? Почему больше не пожелал Инну видеть? И, кстати, почему Инна в конце оказывается лишенной квартиры? Она ведь оформила развод – как следует из контекста. А квартира была не Игоря, а ее. Так почему же она живет в подсобке столовой, где работает уборщицей?
Но самое главное – какое отношение эта линия имеет к общему сюжету фильма? К расследованию преступлений. Да никакого! Висит себе в воздухе, вот и все. Этакий довесок, кукушкино яйцо, которое даже высидеть нормально никто не удосужился. Похоже, что это просто было желание создателей фильма пнуть сталинский режим. Типа – в то время, когда вся страна воевала, эти руководители вон чем занимались! Соблазняли чужих жен!
А уж каков Василий Сталин! Этакое хлипкое создание с зализанным пробором. Классический фат с отработанными – и неинтересно-плоскими – приемами обольщения. «Ах, Инна, вы не представляете, как это тяжело – быть особенным… Я с детства чувствовал себя заброшенным и никому не нужным…», — да на подобное поведется разве что совсем клиническая идиотка. А, между прочим, Василий Сталин был довольно обаятельным человеком. И женщинам нравился не только потому, что он был Сталиным. Кстати, он был летчиком, а во время войны это было весьма и весьма популярно среди женщин – летчиков любили! Так что предложенный диалог Инны и Василия Сталина выглядит не просто беспомощным, но глупым и неправдоподобным до крайности. А сам образ Василия Сталина – просто ужасающе конъюнктурным и тоже неправдоподобным.
И история Игоря Муравьева – ну совершенно, как говорится, не пришей кобыле хвост! К основной сюжетной линии никакого отношения не имеет. Кроме того, показ будней штрафной роты так же беспомощен и неправдоподобен, как и образ Василия Сталина.
А история личной жизни Ивана Данилова – главного героя сериала! Это ж вообще песня!
Ладно, я еще могу понять, зачем его снабдили женой и сыном. Причем, жена была первоначально женой его лучшего друга, который умер от бандитской пули у Данилова на руках, завещав ему сберечь жену и нерожденного ребенка. Что Данилов и сделал: женился на вдове, а ее ребенка признал своим.
Да, я могу это понять. Посмотрите, какой это благородный человек, Иван Данилов! Кроме того, он – человек слова и долга. Он обещал другу – и сдержал обещание! Он полюбил чужого ребенка, как своего собственного!
Это ладно. Но зачем было убивать мальчика, когда понадобилось избавить Данилова от семейных уз в связи с новой любовью? Причем, как-то глупо убивать… Ну, возвращалась женщина с ребенком от родителей в Москву. Ну, заболела в дороге пневмонией. Так если по сюжету фильма требуется, чтобы Данилов стал холостым, пусть бы она от этой пневмонии и умерла! Но нет! Создатели сериала легких путей не ищут. Они отправляют шестилетнего мальчика на станцию покупать курицу – его маму должен вылечить куриный бульон. Между прочим, вопрос – а каким образом из живой курицы мог получиться куриный бульон в условиях поезда, когда в купе на каждой полке сидело по четыре человека? Ну ладно… бульон бульоном, но курица благополучно вырывается, мальчик ловит ее под поездом, выбирается с другой стороны и немедленно попадает под военный эшелон.
Скажите, зачем нужно было это бессмысленное размазывание ребенка по рельсам, когда вопрос с семейной жизнью Данилова можно было решить иначе? И, кстати, гораздо более правдоподобно. Тем более, что потом пришлось напрягаться, изобретать истерики его жены, побег ее на фронт и развод.
Так и хочется воскликнуть: «Сценариста – на мыло!».