Это слово, с ударением на последнем слоге, происходит не от французского, как многие думают, а от итальянского слова «travestire», которое означает «переодевать, переодеваться». В театре этим словом называется актерское амплуа, когда мужчины играют женщин, или женщины – детей и подростков обоего пола.
Актрисы-травести отличаются малым ростом, хрупким телосложением, высоким голосом и детскими чертами лица. Поэтому большинство из них играют детские роли долгие годы, до самого преклонного возраста. И в реальности, без всякого грима, очень долгое время выглядят намного младше своего возраста.
Тут сразу можно вспомнить Янину Жеймо, которая сыграла Золушку в знаменитом фильме 1947 года, когда ей было уже 38 лет.
Или Надежду Румянцеву, которая в возрасте 30-ти лет сыграла юную Тосю Кислицыну в фильме «Девчата» 1961 года.
Или неповторимую Лидию Князеву, которую многие запомнили по роли обезъянки Чичи в фильме «Айболит-66».
Или великолепную Алису Фрейндлих, игравшую Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон» и в 30, и в 40 лет. Хотя по ее фактуре Алису Бруновну уж никак не назовешь травести. Зато у нее есть великий дар перевоплощения!
В подобном же спектакле, между прочим, уже роль Карлсона до очень преклонного возраста играл Спартак Мишулин. В этой роли он также совершенно преобразовался, и его безумно любили дети.
То есть это также была роль травести.
Огромную роль сыграли актрисы-травести и в мультипликации, хотя здесь игра была в основном голосом. Тут сразу же вспоминается Клара Румянова, озвучивашая в мультипликации около 300 персонажей: Зайца из мультсериала про Зайца и Волка, Мышонка, Крошку Енота и многих, многих других.
Очень интересным оказался двухсерийный телепроект 1983 года «Незнайка с нашего двора» режиссеров Ирины Яковлевой и Игоря Апасяна. В этом фильме по книгам Николая Носова роли коротышек сыграли дети 5-6 лет, а за кадром их озвучивали актрисы-травести.
Почему же сами дети себя не озвучивали?
А потому, что ребенку очень сложно повторить что-то так, как это способны много раз повторить взрослые актеры. Конечно, ребенок играет по жизни, живет в игре, и это особенность можно задействовать в детских фильмах, но актерская профессия требует особой внутренней стойкости и гибкости, которыми на самом деле наделены очень немногие люди.
Особенно интересно в фильме «Незнайка с нашего двора» прозвучали песенки, спетые актрисами Ириной Муравьевой, Светланой Степченко и другими детскими голосами, да еще и модулированные с помощью тогдашних технических средств.
Поскольку эти песни до сих пор постоянно звучат на радио и по ТВ, значит, проект был очень удачным!
Травести и до сих пор очень востребованы в театрах. Если вы идете в ТЮЗ с вашими детьми на детский спектакль, то, скорее всего, детские роли в нем будут исполнять взрослые тетеньки.
В последние годы, впрочем, при многих ТЮЗах организованы группы актеров-детей, которых часто задействуют в плановых спектаклях.
Однако у всех без исключения детей-актеров есть один очень существенный «недостаток» — они очень быстро растут. И довольно скоро на те же самые роли приходится вводить других детей-актеров.
Ну а тетеньки-травести могут играть детские роли много сезонов подряд.
Маленькая собачка всю жизнь щенок…
Травести по жизни
Добавить комментарий