В вопросах управления, баланс между инициативой подчиненных и беспрекословным, безукоризненным и предельно точным выполнением приказа часто является определяющим для успеха или неудачи.
Крайности подходов к творчеству и исполнительности наиболее отчетливо видны в армейской среде. Древнеримская а в дальнейшем немецкая военные машины представляют собой одну крайность. Бойцы объединены дисциплиной и боевой спаянностью в единый механизм. Именно они стали использовать коллективное оружие, точнее сами превратились в такое оружие, даже когда не было еще ни такого термина, ни собственно оружия коллективного управления. Однако, превращение человека в винтик огромного механизма оказалось непросто и сам механизм – крайне нерасторопным, негибким и нежизнеспособным в долгосрочной перспективе. Немцы, прославив «Ordnung», в многочисленных войнах нового времени не продемонстрировали каких-либо исключительных побед. Более того, в мировых войнах они потерпели поражение. Нельсон не смог бы одержать ни одной своей победы, если бы вел себя в духе дисциплины и каждый бы его шаг был под контролем.
В противовес первому подходу, спартанцы и Суворов придавали личности бойца чрезвычайно важное значение. Именно умение не отрицая дисциплины, «знать свой маневр» придало коллективным усилиям необычайную эффективность. Однако этот способ требует крайне высокой квалификации управления и очень, очень дорог.
Что жнее до современности, то у автора крепнет уверенность, что в наши дни креативности и творчества становится объективно все меньше.
Креатив, понимаемый автором как созидательность, подменяется оригинальничаньем.
Удельный вес собственно первоначальной идеи в любом конечном продукте часто минимален, если вообще не стремиться к нулю. Креативность становится все более пустодекларируемой, т.е. рекламно-выпяченной без собственно идей и свершений.
Вспоминается «старорежимный» анекдот, когда свадебного генерала уломали произнести тост. Седоусый и полный генерал с трудом отрывает афедрон от стула и густым, пропитым басом говорит: «Господа!… минутная пауза…Гхм! …. Опять пауза… Да! Господа!…» Очередная пауза прерывается громким шепотом старой девы, сидящей напротив: «Как говорит! Боже! Как он говорит!»
Дисциплина, в том числе и в явный ущерб делу, стала важнейшим приоритетом. Очень показательна в этом смысле отставка министра финансов (Кудрина). Ладно, Богс ним с министром – у нас свои трудности. Персональный способ и совет автора по балансу между исполнительностью и творчеством таков: работа разделяется на участки. И, самый привлекательный – поле для креативности и работоспособности. Самый непривлекательный – для тупого исполнительства. Если работа вся однообразна – то надо найти подработку. И, плавно «перетекать» в успешный сегмент. Успех объективно достигается при достижении интересного участка максимальной доходности. Не зря тогда балансировали …