Натюрморт — это, пожалуй, один из самых ненавязчивых и душевных видов искусства. Смотришь на эти цветы, или фрукты, или просто какие-то предметы в изящном обрамлении, и чувствуешь, как на сердце делается хорошо-хорошо.
Однако долгое время натюрморт рассматривался только как часть больших картин. Например, художники Средневековья часто изображали Мадонну в обрамлении цветов. Или, допустим, на исторической картине рядом с каким-нибудь военачальником изображается бутыль вина, кубки, остатки трапезы… Это и были зачатки будущего отдельного вида искусства.
Впервые натюрморт расцвел в картинах фламандских и голландских живописцев в ХVI-XVII веках. Правда, эти художники любили в своих художественных произведениях изображать разные аллегории. Сейчас иногда только искусствоведы могут объяснить жителям XXI века, что в этих картинах к чему.
Одной из самых аллегоричных деталей натюрмортов той эпохи было изображение черепа. И эту аллегорию никому особенно расшифровывать не надо. Не зря ведь нидерландские художники придумали специальный термин для натюрмортов: «застывшая жизнь».
И в самом деле! В прямом переводе «натюрморт» и означает «мертвая натура», о чем нам всем рассказали еще в школе на уроках рисования в третьем классе.
В России натюрморт, как отдельный вид искусства, начал развиваться примерно с начала XVIII века, но очень долго рассматривался как «низший жанр», а также в качестве учебной постановки для студентов и школяров.
Но к началу ХХ века натюрморт в России получил новый толчок, а уже в советское время в стране появились разные школы натюрморта, самой известной из которых считается ленинградская школа 50-60-х годов.
Ну и само собой, как только появилась фотография, натюрморт стал отдельным жанром уже не для художников, а для фотомастеров.
В отличие от репортажной или портретной съемки фотографу при создании натюрморта надо следовать особенно тщательной постановке света, ракурса, да и саму композицию предметов продумывать всесторонне.
Современные фотографы, и любители, и профессионалы, снимают очень много натюрмортов, и среди этих работ есть вещи просто исключительной качества, как, например, работы Татьяны Stassevits, живущей в Таллинне.
Одна из ее работ использована в качестве иллюстрации к этой статье. А другими ее работами можно полюбоваться,
Первоначально художники относились к фотографическим натюрмортам пренебрежительно. Художники ведь долго работают, краски смешивают, ловят настроение, ждут вдохновения, а у фотографов все как бы намного проще.
Но в настоящее время художники поняли, что фотокамера, как и кисть с красками – это всего лишь инструменты. А главное – это мастер, который умеет их использовать.
Да, и еще! Просто невероятное развитие в наше время натюрморт приобрел в рекламе. Фактически все рекламные фото товаров и продуктов – это натюрморты.
И для рекламистов и дизайнеров этот жанр является вовсе не низшим, а самым что ни на есть насущным.
Искусство натюрморта
Добавить комментарий