Вот ведь интересно, по большому счету компьютер очень редко стал использоваться как инструмент познания и как инструмент заработка используется как бы по принуждению
— ну, поскольку на работе приходится его использовать.
Ну ладно бы у нас была бесконечная жизнь, и главная проблема – как убить время. А так, миллиарды людей тратят свое, совсем не лишнее, время на ничего. Мы научились, точнее нас приучили, получать удовольствие от забивания гвоздей микроскопом. Механизм затягивания человека в виртуал прост и незатейлив. Не преуспев в этом мире, неважно истинно или мнимо, человек уходит в мир нереальности, где все неудачи отменяются перезагрузкой, где всегда «я» = центр Вселенной.
Иногда я чувствую себя этаким троглодитом, который спрашивает у цивилизованного человека про компьютер – «от этого я становлюсь быстрее, сильнее, ловчее?» «это можно есть?», «этим можно охотиться?» И искренне недоумевающем – а что вы за ним так много сидите? Если же серьезно, то просто недоумение вызывает нежелание использовать компьютер как средство заработка или повышения собственной квалификации. Вместо этого, значительное количество сограждан предпочитает грезить наяву, погружаясь в виртуальные миры. А в ответ на упрек, что они попусту тратят время и подвергают здоровье опасности – слышится: «мое время, как хочу так и трачу, я на это заработал». Ну так потом, не занимаясь детьми, не ждите от них благодарности, не занимаясь работой – не ждите достатка, не занимаясь собой – не ждите от себя достижений.
Виртуальный мир сочетает в себе невероятное событийное богатство одновременно с поразительной скудностью. Скудность проявляется в том, что не проявляющего энергичность, виртуальный мир затягивает в мир псевдокомфорта. Желание и способности получать и осмысливать новое пропадает. При этом же, ненавязчиво и исподволь, из человека уходит креативность. Не первый раз слышу, что писатели или ученые не могут набирать наброски мыслей на компе – им нужен лист бумаги. Проверено на себе – то что пишу письменно и только потом набираю на клавиатуре получается отточеннее, изящнее и смыслово более наполнено. Помню, при появлении первых компьютерных игрушек в обеденный перерыв в конструкторском бюро у двух персоналок собиралась толпа кандидатов и докторов наук, со страстью футбольных болельщиков следящее за похождениями крокозябистого «героя», уворачивающегося от не менее крокозябистых чертей и пожирающего точки в лабиринте. Когда появился уже более графически совершенный «Диггер» — такого фанатизма не было ужи и в помине. Сейчас – специально спрашивал – в игрушки не играет ни один. Потому что ценили идею, а с ними сейчас в играх застой. Да и понимание ценности своего времени возобладало – сейчас с лету оценив новость и одобрительно или нет о ней отозвавшись – продолжают заниматься делом. Жизнь, как говориться коротка – а виртуал бесконечен. Причем – вовсе не дружественен, раз все более и более противопоставляет себя миру реальному.