Наш Людвиг Иванович Бетховен

Наш Людвиг Иванович Бетховен
Конечно, он никакой не Иванович, хотя очень хочется произвести это отчество от приставки «ван» в его имени. Но эта приставка всего лишь означает, что его отец Иоганн – родом из Нидерландов. Однако Людвиг ван Бетховен является настолько выразительным, мощным и одновременно тонким композитором, что он очень близок всем россиянам, с нашей извечной склонностью к метаниям, страданиям и философским переосмыслениям всего и вся.
Страданий в жизни Людвига Бетховена хватало с избытком. При том, что он был признан при жизни практически во всем западном мире и во взрослой жизни уж не страдал от материальной нужды, его личная жизнь отнюдь не была усыпана розами.
Как известно, уже в очень молодом возрасте Бетховен начал глохнуть, и вскоре оглох практически полностью.
Когда в 1824-м году, после исполнения его знаменитой 9-й симфонии публика пришла просто в неистовство, и устроила композитору, музыкантам оркестра и хористам бурную и очень долгую овацию, Бетховен всего этого восторженного шума не слышал.
Он даже стоял в тот момент спиной к публике, и его к ней вежливо развернул за руку один из музыкантов.
Да, это поразительно, но факт — практически всю вторую половину своей не такой уж долгой 57-летней жизни Людвиг ван Бетховен сочинял гениальную музыку, имея возможность слышать ее только внутренним слухом.
Одна из самых известных его вещей – соната № 14, она же «Лунная», которую в 1801-м году 30-летний и уже сильно оглохший композитор посвятил своей 17-летней ученице Джульетте Гвиччарди.
Бетховен страстно влюбился в Джульетту, и даже сделал ей предложение, но она отказала ему, предпочтя другого молодого человека, тоже как бы композитора, только намного менее талантливого.
Любовь и талант далеко не всегда совмещаются…
Бетховен долго страдал из-за этой неразделенной любви, и очень много написал об этом в своих дневниках.
Кстати, после него осталось очень много всевозможных записей, поскольку Бетховен общался со своими друзьями именно так, письменным образом. И эти записи, свидетели личной физической трагедии Бетховена, являются сейчас его бесценным историческим наследством.
Кроме 9-й симфонии и «Лунной сонаты» есть еще много очень известных Бетховенских произведений, и среди них – замечательная песенка «Сурок». С точки зрения совсеменной популярной музыки – это идеальный хит.
Яркая, танцевальная, сразу же запоминающаяся мелодия, одновременно и тревожная, и оптимистическая, к тому же оригинальная и неповторимя – вот сколько достоинств вложил композитор в эту как будто бы очень простую вещь.
Не случайно «Сурок» очень часто используется в музыкальных школах как обучающий этюд.
Дети играют его на фортепьяно, скрипочках и даже флейтах, но даже при самом неловком и неумелом исполненении «Сурок» звучит все так же свежо и ярко.
Таковы волшебные свойства настоящей музыки!..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *