В современном мире накопилось столько вранья и несправедливости, что надежда цепляется за что угодно. Одна из относительно модных надежд – на технократическое общество. Или даже, еще радикальнее – на полностью машинное управление. Машина не врет, не ошибается, не нуждается во взятках, не раскидывает понты… Просто идеал.
Только по мнению автора, все это ерунда. Фантасты часто описывают взаимодействие машинной и человеческой цивилизаций. Даже и не важно, что чаще это конфликт. Самое забавное, что безразлично, под властью ли машин живет человек или нет. Справедливость хромает на обе ноги и так и этак. И, это неудивительно. Сама справедливость – такая забавная вещь, которая не может быть оценена объективно в принципе. И машина может быть безошибочна (кстати, не всегда) только в случае решения задач научно-технических. Любая попытка придать машине субъективности, попробовать решать на ней задачи этические, обречена получить кривую субъективность при неудачной попытке и так сказать «стандартную» – при попытке удачной.
В принципе, решение этических задач возможно. Заповеди и нормы поведения, в принципе формализуются. Совсем не сложно забить в алгоритм основные нормы этики. С юридическими нормами – намного хуже. Земные законы внутренне противоречивы, а юристы состоят в молчаливом заговоре против остального общества. Чем запутаннее законы, тем легче их выставить против истины – в интересах клиента и самого юриста. Попытка решать юридические вопросы машинными средствами грозят машине системным коллапсом, если она, конечно сумеет воспроизвести в себе человеко-машинный способ мышления. Хотя, и это ерунда. В человеке настолько сильна ксенофобия, что «чисто» машинная справедливость, без надзирателей за машиной, жрецов нового бога – представляется уделом тех же фантастов. Следовательно, как в песне «все опять повториться сначала». Даже хуже, поскольку несправедливости как числа меньше ноля, их умножение дает число – еще более меньшее.
Машину даже не придется специально учить несправедливости. В алгоритмах ее работы уже давно и прочно сидит понятие «приоритет». Алгоритм «око за око» одержал победу на конкурсе машин по решению простейших этических задач. Ничто не мешает разработать и более изощренные алгоритмы. Вспоминается знаменитый суд Соломона. Машину можно научить соломоновым решениям, их можно дополнить результатами ДНК-анализа. Только обделенная в результате женщина все равно посчитает, что с ней поступили несправедливо. Несмотря на то, что сомневаться в справедливости царского суда опасно, а машинного – бесполезно. Абсолютно справедливости нет, если не рассматривать случай уничтожения тяжущихся, вместе с их тяжбами. И тут вся «справедливость из машины» и закончится. Имущие власть станут вечно правыми а остальным – как повезет или насколько заплатят «смотрящим» за машиной. И все это будет прикрыто таинственными намеками и туманными объяснениями про сложности (как кстати вспомнились рейтинговые агентства, тоже вроде с прозрачными алгоритмами – но уж очень сложными)
Так всегда. Попытка переложить свой груз на чужие плечи всегда кончается плачевно.