Первая половина ХХ века, кроме всяких других вселенских глупостей, вроде мировых войн и революций, была еще очень характерна таким грандиозным сумасшествием, как всенародная любовь к вождям.
Это была именно любовь – искренняя, горячая, всепоглощающая — причем к существам, которых и людьми-то назвать нельзя.
Все без исключения «великие» вожди ХХ века людьми не были потому, что никто из них не любил никого из других людей, кроме себя. Никто из них не относился к другим людям по-человечески.
Фактически все мировые вожди ХХ века были серийными убийцами.
Что там Чикатилло, который убил и зверски замучил «только» 51 женщину!
Мировые вожди убивали людей миллионами.
Ленин фактически первым из вождей стал инициатором массовых расстрелов инакомыслящих, поскольку все «железные Феликсы» действовали с его позволения. Яков Юровский, который был главным организатором расстрела царской семьи в Ипатьевском особняке в Екатеринбурге, тоже держал вождя мирового пролетариата в курсе, как все было сделано.
Сталин также был инициатором массовых расстрелов. Кроме того, он доводил людей до смерти непосильным трудом и голодом. Великий голод 1933 года, когда из-за бесчеловечной «коллективизации» на Украине, в Поволожье, в Казахстане, других республиках СССР погибли многие тысячи людей, целиком и полностью лежит на совести Иосифа Джугашвили и его подручных, «тонкошеих вождей».
Так назвал разных там ворошиловых, калининых, буденных и прочих Осип Мандельштам, в своем стихотворении 1934 года о Сталине:
«А вокруг него – сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей…»
Убийственные по смыслу строчки!
Впрочем, о совести у вождей говорить не стоит, поскольку ее у них не было как таковой.
Что же касается Адольфа Гитлера…
Этот националист-идеалист-художник организовал не просто мировой террор – он создал неумолимую, всеохватную машину уничтожения, когда людей травили газом, сжигали, перерабатывали на мыло, да еще и опыты над ними проводили.
Из этой троицы главных маньяков ХХ века только Сталин сам в кого-то стрелял, и, возможно, кого-то убил лично. Он ведь на заре того века занимался так называемыми «экспроприациями» для партии большевиков, то есть, попросту говоря, вооруженными грабежами.
А Ленин и Гитлер сами, лично, никого не убили. Гитлер, возможно, и не смог бы сам никого убить, в силу своей психической организации.
Но это не имеет значения, поскольку вокруг любых вождей всегда собираются толпы тех, кто готов убивать с радостью.
Во второй половине ХХ века появились другие вожди, так же страдавшие неудержимой страстью к массовому уничтожению людей.
Мао Цзе Дун в Китае. Пол Пот в Кампучии. Ким Ир Сен в Северной Корее. На их совести также многие тысячи безвинных заложников их «великих» идей.
И то, что к настоящему времени разные народы мира от своей сумасшедшей любви к вождям в основном избавились, очень хорошо.
Может быть, это и есть главный урок и главное достижение всего ХХ века, ставшее настоящим подарком (без всякой иронии) веку XXI.