Многие думают, что катушечные магнитофоны зародились где-нибудь в начале ХХ века, но на самом деле это произошло в 1888 году, когда американский инженер Оберлайн Смит разработал сам принцип записи на стальную проволоку.
Но в конце XIX века никаких звукозаписывающих аппаратов, подобных магнитофону, не появилось. После изобретения Оберлайна Смита прошло еще около 30-ти лет, прежде чем в 20-х годах прошлого века несколько немецких инженеров один за другим разработали ряд устройств, без которых магнитофон не был возможен как таковой.
И уже в 30-40-х года в Германии, а также других страних Европы и США начали выпускаться катушечные магнитофоны, ведущие запись на ленту и проволоку. Среди этих аппаратов были даже портативные, хотя все тогдашние магнитофоны были ламповыми, поэтому их вес был довольно значительным – 10-20 килограммов.
Тот малюсенький магнитофончик, с которым Штирлиц в фильме «17 мгновений весны» ездил на встречу с Борманом, вряд ли был возможен в те времена.
Самое реальное, что мог сделать Штирлиц, это спрятать ламповый бобинный магнитофон где-нибудь в багажнике или под сиденьем своего автомобиля, протянуть микрофон на шнуре, и как-нибудь его замаскировать.
В СССР катушечные магнитофоны начали массово выпускаться в конце 1940-х годов, но в первую очередь они применялись в качестве студийных на радио, уже зародившемся телевидении и на студиях грамзаписи.
Это как раз был тот случай, когда два вида записи – на ленту и на пластинки – дополняли друг друга.
Наиболее передовым в те годы в Советском Союзе был Киевский завод радиоаппаратуры, который выпускал магнитофоны «Днепр». Это были очень солидные аппараты, стационарые, в деревянном корпусе, очень похожие на радиолы.
Но, поскольку магнитофоны все-таки были очень дороги, в 1950-х годах выпускались так называемые магнитофонные приставки. У них не было своего моторчика, зато их можно было установить на радиолу, используя вращение центрального стержня.
В 1955-м году выпускалась магнитофонная приставка «Волна». Качество звука она давала неважное, но тогда для пользователей был важен сам факт записи.
В 1960-х годах начался выпуск магнитофонов «Яуза», уже более современных по виду, сначала тоже ламповых, а потом и полупроводниковых.
Настоящий расцвет для катушечных магнитофонов и в СССР, и в мире наступил в 1970-е годы. Тогда вес переносного магнитофона в 9-10 килограммов считался вполне приемлемым. Очень известны были магнитофоны «Дайна», «Юпитер», «Олимп», позволявший добиваться практически студийного качества записи.
А еще в городе Горьком, а также в Северном Казахстане, в городе Петропавловске, выпускался полупроводниковый портативный магнитофон «Романтик-3», весом всего лишь 5,5 кг. Качество звука он давал значительно худшее, чем названные выше магнитофоны, зато работал от батареек, и был просто незаменим при молодежных поездах на родительскую дачу (без родителей!) и разных дружеских посиделках и вечеринках.
Сейчас в интернете можно встретить объявления о продаже таких магнитофонов в рабочем состоянии по вполне приличной цене. И ведь кто-то их покупает!
Из-за ностальгии конечно.
Ну, что тут сказать?
Можно купить магнитофон, граммофон, патефон, и даже автомобиль «Москвич-412», можно освежить память о прошедших временах, но сами эти времена уже не вернуть.
И не надо.
Эпоха катушечных магнитофонов
Добавить комментарий