Какие-то музыкальные жанры в истории мировой культуры развивались постепенно и в течение длительного времени. Взять, скажем, ту же классическую оперу, которая от своего зарождения до расцвета прошла путь в несколько веков, и даже сейчас отнюдь не собирается сдаваться. Что же касается рок-музыки, то ее «золотой век» продлился на Западе всего лет 20, и затем к ним добавились еще лет 10-15 советско-российского рока, вдруг явившегося публике на волне перестройки.
Давайте вспомним, как все начиналось.
В 20-е годы прошлого века исполнители блюза и джаза искали способы, как усилить звук обыкновенных акустических гитар, на которых они выступали в клубах перед зрителями. Это важно было как в творческом смысле, так и в коммерческом. Усиленный звук позволил бы ярче раскрывать музыкальные темы, и одновременно охватить большую аудиторию. А чем больше публики – тем больше и выручка от продажи билетов.
Вначале музыканты присоединяли к акустическим гитарам первые примитивные звукосниматели, но эти устройства тогда были очень несовершенные, и звук сильно искажался. Только в 1950-х годах что-то стало получаться по-настоящему, и лучше всех получилось у Лео Фендера, который в 1954 году представил свою великую гитару Fender Stratocaster. Она пришлась очень по душе профессионалам, хотя для начинающих была дороговата. Но пока многие взрослые профессионалы преодолевали свой консерватизм, более простые и дешевые электрогитары в массовом порядке принялись приобретать подростки.
В 1954 году Джону Леннону было 14 лет, Полу Маккартни – 12, Мику Джэггеру – 11, Джону Фогерти – вообще 9. Но именно эти пацаны, вместе со многими другими, фактически и создали совершенно новое музыкальное направление – рок-музыку.
Для того, чтобы приобретать свои первые инструменты и необходимые усилители и примочки, эти ребята мыли машины, работали на автостоянках и в закусочных, затем, кое-чему научившись, начинали выступать в клубах перед своими сверстниками и публикой более старшего возраста.
Параллельно они совершали открытие за открытием. Ведь электрогитара, по сравнению с акустической, давала музыканту совершенно иные возможности! Так что все эти «рифы», «запилы» и новые, ранее не слыханные приемы игры были изобретены именно в те невероятные 20 лет, с конца 50-х до конца 70-х.
И вскоре рок-музыкантами Европы и Америки было изобретено и сыграно практически все. Мелодический рок, тяжелый рок, «гранж», «психоделика», «металл», и т.д., и т.п., — все это было открыто и зафиксировано для публики и для истории магнитофонами и виниловыми дисками. Какие-то из совершенных открытий были просто грандиозными, какие-то так и остались забытыми теперь экспериментами.
Правда, на рубеже 80-90-х годов возникло такое своеобразное явление, как «русский рок». Группы со всем известными сейчас именами собирали стадионы, и очень неплохо зарабатывали.
Но и эта волна схлынула. Сейчас ветеранам западного рока – 60-70 лет. Ветеранам советского рока – 50-60. Они фактически стали прижизненными легендами, однако не все из них, далеко не все, способны сейчас собрать стадионы.
Да и публика нынче стала другой. Она все слышала, и вроде бы все знает, и еще у нее есть интернет, где всевозможной музыки столько, что за всю жизнь не переслушаешь.
При этом в каждом городе России полным-полно самодеятельных рок-групп, играющих в основном для себя и для своих друзей.
Способны ли эти коллективы совершить новые, свои собственные открытия? Могут ли они дать публике что-то не только новое, но и яркое, увлекательное, объединяющее тысячи и миллионы людей, как это было на заре зарождения рока?..
О, это очень серьезные, и очень неоднозначные вопросы…
Рок-музыка в XXI веке
Добавить комментарий