Настя и лесной олень

Весной этого года фильму «Ох уж эта Настя!» исполнится 40 лет. Для человека это уже не детство и не юность, и даже не молодость – это зрелость. Но у этого фильма нет возраста. И вообще удивительно, что этот фильм, созданный в другой эпохе, в другой стране, остается интересным и для нынешних детей. И для взрослых тоже.
Настя и лесной олень
На одном из кинофорумов в интернете одна мама написала, что совсем недавно посмотрела этот фильм вместе с 12-летней дочерью, и той было очень интересно, хотя пришлось объяснять, что такое пионерская организация, и почему главная героиня фильма, Настя Рябинина в исполнении Иры Волковой, так страстно весь фильм мечтает вступить в пионеры.
Другая молодая мама с каким-то даже удивлением пишет, что фильм «Ох уж эта Настя!» стал самым любимым для ее 6-летней дочери! Эта девочка на протяжении короткого времени посмотрела его уже раз 10, и пока не потеряла желания смотреть фильм и дальше.
Нынешние дети смотрят этот фильм либо в сети, либо с диска, в «домашних кинотеатрах», а дети-зрители 70-х годов смотрели этот фильм, тоже по много-много раз, в основном кинотеатрах, где его часто повторяли. Шел он и по телевидению, и в часы его показа дети даже пропускали уроки и тренировки. В общем, можно смело утверждать, что режиссер Юрий Победоносцев создал в 1971 году самый настоящий шедевр.
И совершенно отдельно, совершенно особым образом нужно отметить знаменитую песню из этого фильма, «Лесной олень», музыку которой написал Евгений Крылатов, слова – Юрий Энтин, а в фильме спела блистательная Аида Ведищева. Она также часто исполняла эту вещь и в своих концертах.
За истекшие десятилетия «Лесного оленя» пытались «оседлать» многие другие певицы, певцы и даже рок-группы, но исполнение Ведищевой остается непревзойденным.
Это все – совершенно заслуженные дифирамбы.
Но больше всего лично меня в этом фильме, с точки зрения дистанции многих лет, поражает его удивительная гармоничность и, одновременно, парадоксальность.
С одной стороны, фильм «Ох уж эта Настя» вполне укладывается в идеологические лекала тех времен.
Кто главная героиня фильма? Советская девочка. О чем она мечтает? О вступлении в пионеры! Что ей мешает? Ну, она большая фантазерка, а ее считают врушей. То есть главный конфликт фильма вполне выдержан в духе социалистического реализма. Никакой нынешней «чернухи», никаких непреодолимых антагонизмов в нем нет.
С другой стороны, в этом главном сюжетном стержне нет и никакой искусственности. А почему? А потому, во-первых, что такие мечты и такие события, которые показаны в фильме, были абсолютно естественными для той эпохи в целом, и для детей той эпохи в частности. И для нынешних детей – см. выше! – эти мечты и события тоже являются вполне понятными.
Во-вторых, идеологическая составляющая фильма очень органично соединена с фантазией и волшебством, которыми насыщен внутренний мир главной героини. Черная пантера, с которой она играет в своих фантазиях, страна ЭОЛИС, в которую она переносит собственную маму, фантастический полет на фантастическом самолете – эти фантазии, ярко показанные в фильме, увлекают современных детей точно так же, как увлекали их сверстников 40 лет назад.
Это при том – что фильм черно-белый!
Но он удивительно красив и потрясающе снят и смонтирован.
Возникает только один вопрос:
А сейчас возможно ли создание подобных шедевров?..
Думаю, да. И даже не сомневаюсь в этом.
В стране и сейчас найдутся замечательные режиссеры и замечательные актеры, способные создавать фильмы подобного уровня на современном материале.
Но – с одним условием.
Детскому кинематографу требуется государственная забота. Не просто поддержка, а именно планомерная, постоянная, неустанная забота.
Вот только с этим есть некоторые проблемы.
Все остальные проблемы в принципе разрешимы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *