На самом деле в кино и театрах никого не дурят, конечно, просто у этих видов искусств есть свои приемы для создания придуманной реальности, очень похожей на настоящую. Существуют также разные жанры и разные технические приемы театрального и киноязыка.
Пантомима
Искусство вести рассказ о чем-то без помощи слов. Фактически весь немой кинематограф – это одна сплошная пантомима разной степени профессионализма. Ну а мим, соответственно, это актер пантомимы.
Чарли Чаплин был гениальным мимом. И был такой великий французский мим, Марсель Марсо, который вдохновился фильмами Чаплина, но сумел создать свой собственный образ, известный на весь мир.
Как правило, все мимы великолепно владеют своим телом и своей мимикой, и с помощью этих средств могут передать самые тонкие оттенки чувств и мыслей.
Что такое «наезд»
Нет-нет, это не тот наезд, который имеет криминальный оттенок!.. Это съемка «движущейся» камерой, хотя сама камера остается на месте, а меняется лишь фокусное расстояние в ее объективе, что сейчас обозначается привычным всем понятием zoom. Это вот и есть «наезд». И отъезд тоже. Когда умелый оператор снимает, к примеру, театральное действие камерой, закрепленной в одном месте зрительного зала на штативе, он с помощью этого самого «зума» и других приемов может добиться очень интересной, живой «картинки».
Конечно, эти приемы оператору нужно знать, и уметь их применять.
Крупный план, средний план, общий план
С этим вроде все понятно. Когда у вас в руках не просто навороченный сотовый телефон с встроенной видеокамерой, а приличный аппарат с хорошей оптикой, вы можете одним только выставлением разных планов добиваться большой выразительности ваших видеосюжетов.
Есть и такие приемы, которые доходят до оператора-любителя только на практике. Например, опытные операторы снимают маленьких детей с высоты их роста, для чего им приходится, правда, много времени проводить в полусогнутом состоянии. Зато результат на экране бывает очень интересным для всех и в первую очередь для родителей.
Они-то ведь привыкли всегда смотреть на своих детей сверху вниз!..
Монтаж
В театре такого понятия не существует, а вот хорошее кино без хорошего монтажа просто невозможно. Здесь важны ритм, последовательность, правильная «склейка» сцен и планов, снятых разными камерами с разных ракурсов, и многое, многое другое.
Когда-то фильмы при монтаже и в самом деле резали и склеивали, на специальных монтажных столах, где исходная кинолента крутится в горизонтальной плоскости, как в старом катушечном магнитофоне.
Ну а сейчас, в эпоху цифровых форматов, монтаж происходит на компьютерах.
При этом результат зависит все-таки главным образом не от компьютера, а от человека, который на нем работает.