Нередко родители жалуются, что у ребенка появились тайны – он перестал рассказывать обо всем, что делал за день, у него друзья, которых он не знакомит с родителями, и – самое ужасное! – он начал закрывать дверь в свою комнату, и бурно протестует, если родители входят без стука. И частенько родители – особенно любящие и заботливые матери – очень переживают по этому поводу, и воображают себе всякие ужасы, начиная от ранней половой зрелости и заканчивая наркотиками.
Но в подавляющем большинстве случаев страхи напрасны. Просто ребенок начинает взрослеть. Он не чувствует себя таким зависимым от родителей, как раньше (например, во времена пеленок или детского сада), и желает иметь собственный, личный кусочек пространства – как и каждый человек.
Иногда родители с трудом представляют, что у их ребенка, который буквально чуть не вчера учился ходить, уже появилась личная жизнь. При этом, их совсем не удивляет, что у каждого из них личная жизнь имеется, как и личное пространство. Но ребенок – дело другое. Он ведь «еще маленький». Или – «мы его кормим, поим, одеваем, покупаем все, что попросит, что ему еще надо?». Бывает, что после бесед с родителями создается впечатление, что они не человека воспитывают, а некую куклу, которая должна оставаться неизменной все время.
Ребенок же растет. Кроха, недавно с трудом лопотавшая слова, сегодня изъясняется многосложными парафразами. И – начинает иметь собственное мнение по ряду вопросов. Например, считает, что выбор друзей – его личное дело. И защищает это мнение всеми доступными способами, начиная от простого утаивания дружеских отношений с теми, кого явно не одобрили бы родителями, и заканчивая истерическими скандалами, если «неподходящая» дружба обнаружена.
В такой период главное – не сделать ошибки, не начать наказывать ребенка за те же закрытые двери (а довольно много родителей грешат подобным – «Еще раз закроешь дверь в свою комнату – и никакого мороженого (игрушки, похода в кино и т.д.)!»). Подобные наказания и даже просто обещание наказаний только ожесточают ребенка, заставляют его принять протестную форму поведения: раз родители уверены, что за закрытыми дверьми обязательно делаются какие-то гадости, то нужно их делать, чтоб по крайней мере было за что наказывать.
Нельзя забывать и о том, что у детей обостренное чувство справедливости. И ребенку элементарно обидно: родители, выбирая себе друзей, с ним не советуются, его мнения не спрашивают (а иногда бы стоило, ведь дети – тонкие психологи), а вот он почему-то должен общаться только с теми, кто нравится родителям! Но ведь тот, кто нравится родителям, является «подходящим» с их точки зрения, может совершенно не нравиться ребенку. И такое положение дел еще больше отдаляет его от родителей. Возникает и утверждается в сознании мысль: «Меня не понимают!».
От такой идеи два шага до потери уважения к родителям. Ведь начинается с «Меня не понимают!», а заканчивается «Меня не уважают, моим мнением пренебрегают!». Ну а уважать тех, кто не уважает тебя, пренебрежительно к тебе относится, весьма затруднительно, даже если это – твои собственные родители. И вот тут-то и начинаются настоящие проблемы.
А ведь начиналось все с пустяка – с закрытой двери в комнату. И вот уже – ребенок плохо учится, связался с действительно неподходящей хулиганской компанией, откровенно хамит родителям…
Поэтому, когда у ребенка появляются личные тайны, лучше принять это, как данность: вчерашний малыш становится взрослым человеком, имеющим право на личную жизнь. И относиться к нему нужно соответственно. Ребенок оценит это. И не будет никаких негативных детско-родительских отношений, когда каждая из сторон уверена в своей правоте, а на самом деле не правы все. А будет дружная семья, отношения в которой построены на взаимной любви и уважении друг к другу.