Когда живописец и портретист Джордж Доу в 1819 году приехал в Россию, то получил здесь великолепную мастерскую, и не где-нибудь, а в Шепелевском доме, примыкавшем к императорскому дворцу.
И в этой мастерской Доу создал самую настоящую фабрику портретов, причем функционирующую на основе семейного предприятия. В этом предприятии, кроме самого Доу, участвовали два его родных брата, Генри и Джеймс, его родная сестра Мэри, и муж сестры Томас Райт.
Но к чести Джорджа Доу надо сказать, что он набрал и множество русских учеников, которые получили возможность овладеть техникой живописи под руководством мастера европейского уровня.
Кроме того, в этом предприятии трудились литографы и граверы – то есть те специалисты, с помощью которых в те годы размножались оригинальные произведения художников. То есть намерение Доу получать дополнительный доход также и от распространения копий художественных произведений реализовалось в России.
Следовательно, Джордж Доу проявил себя не только как выдающийся художник, но и как выдающийся бизнесмен. Вот эта «двойственность», видимо, и смущала в нем его современников, сторонников исключительно высокого искусства.
И еще одну очень важную вещь совершил Джордж Доу в России: он обратился к царю с предложением разработать ряд мер по защите авторских прав художников – так, как они были защищены в Англии и Европе.
В общем, мастерская портретов Джорджа Доу работала очень успешно. Знатные господа и дамы практически выстроились к нему в очередь.
Дамы хотели, чтобы Доу изобразил их так же, как О’Нейл – и художник изображал их примерно так. Господа хотели, чтобы он изобразил их в виде героев на фоне каких-нибудь мощных пейзажей – и Доу изображал их в таком виде.
И эти портреты ни в коем случае не были халтурой. И талант, и мастерство Джорджа Доу никуда не делись. Наоборот, развивая свой бизнес, он добился и еще большего развития своих творческих способностей. Просто теперь он уже не придумывал каких-то совсем необычных сюжетов, что делал раньше. Современники писали, что Доу работает по 12-14 часов в сутки в своей мастерской, практически никуда не выезжая.
В результате романтические устремления юности постепенно сошли на нет, зато все мечты и намерения зрелого Доу сбылись полностью. Он умер прославленным живописцем и портретистом, причем в полном блеске богатства.
Не будем его за это осуждать.
Свое богатство Доу заработал собственным трудом и собственным талантом, как в искусстве, так и в бизнесе. К тому же он воспитал и подготовил огромное количество мастеров-художников, и оказал большое влияние на развитие портрета и в России, и в Европе.
Картины Доу сейчас находятся в частных и государственных собраниях во многих странах Европы и мира – в США, Великобритании, Германии, и, конечно же, в России.
Так что история всё и всех расставляет по своим местам.
Даже золотых тельцов.
Джордж Доу, укротивший золотого тельца. Часть вторая
Добавить комментарий