Когда мы вспоминаем о достижениях Советского Союза, то практически сразу после победы во второй мировой войне называются полеты в космос. СССР оказался первым государством, осуществившим мечту человечества – отправить человека в космос, и 12 апреля 1961 года состоялся исторический полет Юрия Гагарина, открывший для Земли Вселенную. Космос неразрывно связался в представлении людей с именами Гагарина и Королева – первого космонавта и первого конструктора ракет. И как-то само собой разумелось, что великая эпоха первых героических достижений русской космонавтики закончилась вместе со смертью Сергея Павловича Королева 14 января 1966 года. Но нет, эта эпоха закончилась сейчас – 14 декабря текущего года.
14 декабря 2011 умер последний остававшийся в живых сподвижник Королева – Борис Евсеевич Черток, не доживший буквально пару месяцев до столетнего юбилея. Борис Черток занимался созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами, в 1945 году изучал в Германии ракеты ФАУ, с 1946 года работал с Королевым, как в космических, так и в оборонных программах. Он отдал ракетостроению всю жизнь – Черток не был тихим пенсионером, доживающим свой век, он работал в корпорации «Энергия», читал лекции студентам, проводил академические чтения по космонавтике, в 1994-1999 гг. руководил подготовкой исторической серии «Ракеты и люди», издал множество научных трудов (разумеется, по большей части под грифом «Совершенно секретно»). Он был гигантским обломком «Королевской эпохи», что называется – последним из могикан.
Смерть Бориса Евсеевича Чертока – это своеобразный водораздел, там – они, предтечи-гиганты, здесь – современное поколение ученых. И еще неизвестно, окажется ли современное поколение достойным продолжателем ушедших титанов космонавтики.