Каждый раз, проезжая мимо плаката, с которого меня предлагают выручить в трудную минуту «всего за 80 рублей в день», я не то что бы скриплю зубами. Просто досадно, что немало людей считается болванами или, что еще хуже, находятся в таком отчаянном положении, что утрачивают чувство разумности. Микрокредиты – это кредиты отчаяния. Единственное, что я могу принять как объяснение – это сын-наркоман, тычущий ножом в спину престарелых родителей – «у вас нет денег – а вот же они». Прожить на день больше – и то нетривиальная задача.
Красивое название «короткие займы» или, еще элегантнее – «микрофинансирование», ничуть не уменьшает кабальную суть микрокредита. Утверждается, что 80 рублей в сутки – это «всего», «мелочь» и т.п. Но и 4000 рублей кредита – тоже ерунда. Я не вижу ничего того из хоть более-менее серьезного – что стоит таких денег. На них не купить жилье или машину, на них невозможно учиться, лечиться, отдыхать. На что можно потратить 4 штуки в трудную минуту? Ну, продуктов закупить тройку-четверку раз, или столько же раз купить более-менее дешевую шмотку. Где трудность минуты, в чем она состоит? Хочется кушать? Это вполне понятно и естественно. А, заработать эти 4000 никак не получается? Не верю, это вполне реально. Более того, это обязательно придется делать, потому как чем дольше на тебе висит микрокредит, тем тяжелее его вернуть. Хорошо, скажет читатель тебе рассуждать – ты зарабатываешь намного более. И что, для меня 80 рублей – вполне реальные и стоящие деньги. И отдавать их каждый день мне несмертельно, но очень некомфортно. А, для тех, кто зарабатывает в n-раз меньше, эта 80-ка автоматически становиться во столько же раз ценнее! И, кстати, меня ВТБ со Сбербанком уже ненавязчиво «достали». Один предлагает 40000 якобы беспроцентной ссуды на карточку за 700 рублей в год, другой так и 100000 «всего за 70 с копейками в день!». И эти, объективно намного более выгодные кредиты я воспринимаю как неприемлемые, о чем в который раз сообщаю вежливой девушке на другом конце связи. А тот кто возьмет микрокредит – фактически подписывает себе приговор. Ему не то чтобы никогда не стать богатым или обеспеченным. Ему уже очень трудно, а через несколько кредитов – и невозможно станет сводить концы с концами. Вытекающая по каплям кровь убивает медленно но не менее верно, чем любая несовместимая с жизнью травма. То же самое и с финансами.
Занимающихся бизнесом микрокредитования я могу понять. Нет так и много в России видов бизнеса, а потенциальных клиентов – еще меньше. И вполне понятно, почему такие сумасшедшие процентные ставки. Просто клиентов негусто, а выдаваемые кредиты не зря называются «микро». Малый объем есть малый объем. Да и отказников, скорее всего, поболее чем среди более «жирных» заемщиков. Потому единственно чем может жить такой бизнес – запредельными доходностями по операциям. И, все равно – это не есть хороший бизнес. Впрочем, чем дальше длятся земные любые бизнесы, тем меньше в них места нравственной составляющей. Как там писал Чехов? «Скучно, господа …»