Быть на Байкале и не повстречаться с шаманом – довольно редкое исключение из туристического маршрута. Встреча отдавала массово-затейниковостью, поскольку и сам шаман был параллельно заведующим местного музея народного творчества или развития. И зачем-то понадобилось втягивать в свои шаманские игры и нас туристов. Наверно иначе не шаманилось и, вообще, туристы от безучастия могли бы заскучать. Ох, представляю как заскрипели бы зубами наши святые отцы. Ну да ладно, мне атеисту простительно, а большинство туристов и покрестились на местные церквушки (представление было на прямой видимости от восстановленного по бревнышку сибирского острога, естественно с церковью) и порезвились в шаманском круге. А вот до и после «представления» разговор с шаманом был весьма интересен.
Было крайне интересно пообщаться с служителем самой древней религии. И пусть традиционные религии кривятся и называют их язычниками, у шаманизма есть как минимум два достоинства. Культ предков и, соответственно, крайнее уважение к старшим и близость к природе. Традиционные религии, может за исключением ислама, превратились в сферу услуг. Обряды за деньги, утешение по вызову. У ислама другая беда – крайняя агрессивность. Нет, я не против религий. Более того, несмотря на свой атеизм я их сторонник. Потому что не все понимают что хорошо, что плохо, потому что и суеверия можно направить на благо. Потому что вера вообще – неотъемлемая часть человека, что понимали и коммунисты — ярые борцы с религией. А вот все более растущее влезание религии в частную жизнь вызывает у меня крайне негативную реакцию. С какого перепуга сделали религию, пусть и под видом истории, частью школьной программы? Кто дал право попам требовать соответствие стилю одежды? Пусть сначала скинут с себя золото, которого на них поболее чем на новых русских. Да сядут на диету, а то многие пошире любого чиновника.
К тому же шаман не без гордости говорил о спасенных им жизнях, от которых уже отказалась традиционная же медицина.
Поклонение духам природы изначально, а значит и более нравственно. Хотя, нравственность и природа – занятное сочетание слов. У природы нет понятий добра и зла, нравственности и безнравственности. Она любит то, что есть и живет тем, что есть. Для нее, то что существует, то и целесообразно, нравственно и правильно. Есть ли люди, нет ли их, мусорят ли они в Байкал или нет. Выдумав понятия «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», мы берем на себя ответственность за так сказать реализацию этих понятий. Если же, увлекшись очередной глупостью, мы сотрем себя с лица Земли – природа продолжит свой путь без нас. Потому и резала глаза мусорка в живописнейших Больших Котах. Потому и местные – не очень-то хотят, чтобы дороги, газ, услуги связи и прочие блага цивилизации добрались бы до них.
Однако, вернемся к шаманам. Духи земли, воды, леса, гор и неба живут дружно и так сказать в демократическом равноправии. Религии же традиционные живут по строгой иерархии, чем и приглянулись власть предержащим. Развитие демократий (или их подобий) размывают религии. Не потому ли так много стало сектантов? Не потому ли религии во многом утратили статус нравственных учителей, что спелись с государством, встали на его содержание и покрывают его мелкие и крупные грешки? От шаманизма же веет волей. Там нет церковных налогов, «духовного покровителя» каждый выбирает самостоятельно. Святые земли далеко, а «родные» духи – под боком. Потому – совсем без удивления узнал, что и в среднерусской полосе проклюнулось волхование. Ну, как говориться, поживем — увидим
Байкальские очерки. Шаман, шаманизм, и место религии в современном обществе.
Добавить комментарий