Что бы там ни происходило в этом мире, какие бы ни появлялись в нем новые развлекательные шоу, а такой древний жанр, как цирк, жив и продолжает развиваться!
Впрочем, цирк – это не один жанр, а соединение многих и многих.
Тут тебе и акробаты, и силачи, которые «гнут подковы, как калачи», и наездники, и жонглеры, и шпагоглотатели, и, разумеется, клоуны, которые умеют рассмешить сразу большое количество людей.
Зародился цирк еще в Древнем Риме.
Собственно, само слово «цирк» происходит от древнеримского «circus», что означает «круг». Между прочим, именно в таком неизменном виде это слово сохранилось и живет до сих во многих современных языках, находившихся в свое время под влиянием латинского языка.
В Древнем Риме здания цирков строились специально, в разных городах, и в праздники всегда были наполнены народом, как патрициями, так и плебсом, поскольку в этом государстве в ту пору цирк играл очень большое общественное значение.
Там проводились конные состязания, гладиаторские и выступления дрессировщиков животных.
Но затем, с крушением Римской империи, потерял значение и цирк. В Средние века в Европе гораздо большее распространение получили разного рода мистерии и театрализованные представления на площадях, в основном религиозного содержания.
Были, конечно, бродящие цирки и балаганы, но они влачили довольно жалкое существование, да и гоняла их инквизиция нещадно.
Точно так же, как в это же примерно время в России гоняли скоморохов. Тот же Иван Грозный больше предпочитал «развлекаться» с опричниками…
Долгие века цирк был в загоне, но к концу XVIII ситуация стала меняться.
Именно к концу этого века отец и сын Астлеи, конные наездники, которым очень хотелось выступать перед публикой, выстроили в одном из предместьев Парижа круглый зал, названный ими, само собой, цирком.
И вот там-то они и стали давать представления с участие лошадей, наездников, акробатов и других привлеченных к этому делу артистов.
На этот раз народ воспринял новое развлечение более чем благосклонно. К тому же инквизиции тоже можно было больше не опасаться!..
Дело Астлееев продолжили итальянцы Франкони, затем подключилась и Россия, где уже в XIX веке цирки очень распространились, и широко известны были очень многие цирковые династии. В первую очередь, конечно, династия клоунов и дрессировщиков Дуровых.
В советское время существовала такая мощная организация, как «Союзгосцирк», отвечавшая за организацию цирковых представлений по всему СССР.
В этой-то организации и работали такие известные артисты, как дрессировщик Филатов, иллюзионист Кио, знаменитые клоуны Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Леонид Енгибаров…
Автор этих строк имел счастье в подростковом возрасте побывать на выступлении Московского цирка, в котором принимали участие тоже очень известные тогда клоуны Геннадий Ротман и Геннадий Маковский.
Свидетельствую – все присутствующие в зале зрители смеялись до упаду. Я лично от смеха катался между сиденьями. Сил усидеть не было!
К счастью, и теперь цирк как жанр не сдается. На новогодние праздники в тех городах, где есть соответствующие здания, обязательно будут выступать артисты цирка.
Сходите на эти представления вместе с детьми, подарите праздник им и себе!..
Действительно, почему-то самые яркие и незабываемые впечатления о цирке — именно детские.
А просто маленькие дети еще не умеют так фальшивить и притворяться, как более старшие и уже совсем взрослые люди. А в хорошем цирке все настоящее, дети это ценят.
Мда, цирк вспоминаю с умилением. Так нравилось… Но, цирковым артистом стать не хотел, уже понимал, хитрец, как это трудно ))