В знаменитом романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» есть сцена, когда Воланд упрекает буфетчика театра в том, что осетрина в буфете была плохого качества. Буфетчик оправдывается: «Осетрину завезли второй свежести». Воланд на это заявляет, что «свежесть бывает только первая, она же и последняя».
Эта фраза стала афоризмом, и ее знают даже те, кто никогда не читал «Мастера и Маргариту».
Но интересно, что вслед за этой фразой Воланд произнес еще одну: «А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!»
Сказано предельно точно, не правда ли?..
Такой «осетрины второй свежести», то бишь совершенно тухлой продукции довольно много появляется сейчас как в шоу-бизнесе, мировом и особенно российском, так и в кино, мировом, и уж тем более – к сожалению – российском.
Но сейчас о российском не будем. Поговорим о мировом.
В конце 1970-х годов на мировые экраны, среди прочих качественных блокбастеров тех лет, вышли два великолепных фильма, которым было суждено стать эпохальными.
Это, прежде всего, первый фильм саги «Звездные войны» режиссера Джорджа Лукаса, вышедший на экраны в 1977 году и получивший название «Эпизод IV: Новая надежда».
И это фильм «Чужой» режиссера Ридли Скотта, вышедший на экраны в 1979 году.
Эти фильмы были сняты по оригинальным сюжетам, а в основу этих сюжетов были положены оригинальные идеи, причем родившиеся в головах людей, находившихся тогда в самом расцвете своего таланта.
Так что «осетрина» в обоих случаях была предложена кинозрителям свежайшая, да еще и мастерски приготовленная.
Естественно, после выхода этих фильмов последовали их продолжения, в случае с «Чужим» снятые другими режиссерами, а вот свои «Звездные войны» Джордж Лукас не отдал никому.
К сожалению, общепризнано, что последние три фильма этой саги, снятые как предыстория первых трех, оказались значительно хуже с точки зрения оригинальных идей и сюжетов.
Ну а когда ненасытные продюсеры принялись эксплуатировать идеи этих фильмов в разных подражательных киноподелках, то на экраны начали выходить фильмы и еще более низкого качества.
Вторая свежесть, что вы хотите!
Взять, к примеру, два фильма с главным героем по имени Риддик. Первый, «Черная дыра», вышел на экраны в 2000-м году. Второй, «Хроники Риддика» — в 2004-м. Над обоими фильмами работал один режиссер, Дэвид Туи, а в главной роли снялся Вин Дизель, который стал также и продюсером второго фильма этой новой как бы саги.
«Как бы сага» она потому, что ни в коем случае не является оригинальным продуктом. «Черная дыра» — это, фактически, те же «Чужие» 1986 года, Джеймса Камерона, а «Хроники Риддика» — это вылитые «Звездные войны» сами знаете кого, только в худшем исполнении с точки зрения сюжета.
При том, что второй фильм этой «саги» был снят с гораздо большим размахом, чем первый, он не сумел окупить затрат на свое производство, собрав 115 миллионов долларов при затраченных на его съемку 120 миллионах.
Уж слишком этот фильм похож на компьютерную игру, со схематично обозначенными героями, без глубокого раскрытия их образов.
А вот режиссерская версия этого фильма, выпущенная на DVD, была продана тиражом в несколько миллионов экземпляров – в первую очередь потому, что в ней были восстановлены некоторые сцены, глубже раскрывающие характеры героев.
В общем, кинозрители во вкусе осетрины и в качестве фильмов разбираются прекрасно.
Изумительное качество картинки, звука, спецэффектов по-прежнему ни в коем случае не отменяет необходимости для авторов фильмов обладать талантом и уметь вынашивать, рожать и разрабатывать собственные идеи.
Блокбастеры второй свежести
Добавить комментарий