В 90-е годы произошел резкий спад производства отечественного кино, на всех студиях сразу, и на «Ленфильме» в том числе. Если до начала 90-х на «Ленифильме» снималось больше 20-ти фильмов в год, то, начиня с 90-х, здесь стало сниматься 3-4 фильма в год. А в 2004-м году и вообще был снят один фильм.
Главных причин тут несколько: во-первых, изменение общественной атмосферы, во-вторых, изменение предпочтений аудитории, в-третьих, изменение самой аудитории; в-четвертых, приход интернета, в-пятых, кардинальное изменение отношений кинстудий с кинопрокатом.
Если раньше советский кинопрокат находился в одних руках – в руках государства, и жестко регулировался, то сейчас на рынке появилось множество игроков, среди которых, правда есть и очень крупные.
Кое-кто из них построил новые кинотеатры и киноцентры, но многие просто получили старые кинотеатры в свою собственность, и серьезно вложились в эту собственность, желая получить прибыль. Таким кинопрокатчикам главное – отбить вложенные деньги. Действовать они предпочитают только наверняка, закупая исключительно успешные, коммерческие фильмы.
Это для современных кинопрокатчиков во всем мире вопрос жизни и смерти: если сделаешь ошибку, приобретешь для показа копию не того фильма, то можешь очень сильно материально пострадать, а результате нескольких подобных ошибок и вообще вылетишь с этого рынка.
В этом плане отечественным киностудиям предложить нынешним прокатчикам практически и нечего. В том числе и «Ленфильму». Однако «Ленфильм» пытается держать марку и ради этого снимает на самом деле вполне смотрибельные фильмы. За государственные деньги, как и прежде.
Из самых последних можно отметить, например, фильм со странным названием «Видримасгор» (2009 год). По факту это фантастическая комедия, на самом деле снятая «вкусно», с хорошим звуком, интересными, хорошо играющими актерами.
А в 2007-м году «Ленфильм» в сотрудничестве с компанией «Югра-фильм» (Ханты-Мансийск) снял очень неплохой фильм «Агитбригада «Бей врага!»
В то же время на «Ленфильме» есть такие режиссеры, которые за государственный счет позволяют себе полное самовыражение без каких-либо надежд на то, что их детище принесет студии и государству хоть какой-то доход.
К примеру, известный режиссер Юрий Мамин, мэтр, можно сказать, в 2008-м году снял роскошный фильм «Не думай про белых обезьян».
Роскошный, но совершенно не интересный, не увлекательный. К тому же, по причине какой-то странной блажи, Юрий Мамин всех героев этого фильма заставил говорить стихами.
Стихи, правда, написал не он сам, а приглашенный автор. Но все равно, судя по всему, Юрий Мамин ощущает себя Шекспиром. И это – только его ощущения. И, очевидно, того автора, который рифмовал строчки сценария.
С первой же минуты это говорение стихами начинает жутко раздражать, и с каждой новой минутой раздражение только усиливается.
Ну а самое главное в том, что в последние годы «Ленфильм» уже никаких денег не зарабатывает, а лишь тратит те, которые выделяет государство на его поддержку.
И вот это – самое серьезное обстоятельство, из-за которого «Ленфильм» в последние «годы» трясет очень сильно.
Окончание следует
Киностудия «Ленфильм». Искусство и жизнь. Часть четвертая
Добавить комментарий