«Мы смерти смотрели в лицо» — фильм, снятый в 1980 году, один из лучших фильмов, посвященных блокаде Ленинграда. Сценарий фильма основан на реальных событиях – создании фронтового молодежного ансамбля из ленинградских детей в первую блокадную зиму. Главную роль – бывшего балетмейстера Дворца пионеров, Бориса Корбута – исполнил бесподобный Олег Даль, сумевший точно воссоздать образ прототипа своего героя, Аркадия Обранта.
Сюжет фильма очень прост. Бойцу Корбуту, как бывшему балетмейстеру, поручается набрать в блокадном Ленинграде ансамбль танца для агитвыступлений. И он отправляется с передовой в город, нагруженный доппайками – все знают, что в Ленинграде тяжело с продовольствием, и Корбуту несут хлеб и тушенку. Но действительность оказывается куда как ужаснее, чем все, что могли предполагать. Опустевший и изувеченный город. Отыскать взрослых танцоров невозможно – люди или на фронте, или так ослабли от голода, что ни о каких танцах речи быть не может. Невозможно найти артистов и других жанров, даже чтецы не в состоянии выступать – блокада высосала из людей все силы. Случайная встреча определяет все – Корбут сталкивается на улице с мальчиком, который до войны танцевал в ансамбле Дворца пионеров. И он уводит из Ленинграда агитансамбль из детей блокады. В финале фильма – выступление ансамбля перед бойцами.
Как видите, все очень и очень просто. Никакого лихо закрученного сюжета. Даже никаких трупов штабелями. Умирает только один человек – один из бывших танцоров Дворца пионеров. Умирает на руках у своего балетмейстера, последний, оставшийся в пустой квартире, переживший всю семью. Умирает от голода. Кроме этой смерти – еще один артобстрел и обрушившийся дом. Для фильма о войне – совсем немного. Но как впечатляет!
Серый город, тусклые краски, жесткий снег… и люди, совсем немного людей, закутанных по самые уши во все теплое тряпье, которое только нашлось в выстуженных квартирах. Ставшие сейчас легендой объявления: «Эта сторона во время артобстрела особенно опасна». Мародеры, не стесняющиеся отнимать последнее у умирающих от голода людей, приманивая их куском хлеба. Дети, падающие в обморок от голода, но упрямо встающие к балетному станку. Скупые штрихи, рисующие жуткую картину. Рисующие без надрыва, четкими, точными линиями. И именно это впечатляет до слез.
Хотите почувствовать дух блокадного Ленинграда? Ощутить весь ужас безнадежности, в котором жили эти люди, не потерявшие ни надежны, ни человечности? Хотите увидеть волшебство – артиста, который ни при каких обстоятельствах не забывает о том, что он – артист? Посмотрите «Мы смерти смотрели в лицо». Оно того стоит.