Настоящая русская народная песня изначально исполнялась не со сцены, красиво одетыми ансамблями и хорами, а самим народом и для народа, причем без всякого пафоса.
Собирались деревенские, как правило, люди, где-нибудь у завалинки, и вскоре песни начинали звучать как бы сами собой.
Педагогов по вокалу у лучших исполнителей не было, но опыт правильного звукоизвлечения и артистизм передавались от исполнителя к исполнителю, и от поколения к поколению.
Впрочем, и слова такого – «артистизм» — тогда народные исполнители не знали. Они просто пели так, как требовала душа.
Первые большие хоры народной песни начали создаваться в самом начале XX века энтузиастами этого дела, среди которых первым был, пожалуй, Митрофан Ефимович Пятницкий.
Расцвет русских народных хоров пришелся на 60-70-е годы прошлого века, когда несколько известных коллективов гастролировали по всему миру, включая Западную Европу, США, Южную Америку, Австралию и Новую Зеландию. В их числе были все тот же хор имени Пятницкого, Кубанский хор, русский народный хор из города Омска.
Этому городу и этому хору просто очень повезло на двух людей. Елена Владимировна Калугина в середине 50-х годов создала Омский хор, а Георгий Николаевич Пантюков блистательно руководил им с 1962 по 1994 год, до самой своей смерти.
В середине 90-х годов в российском шоу-бизнесе, не показывая пальцем, появилось много псевдонародных коллективов, которые на самом деле исполняют попсу «а-ля рюс», да еще и под фонограмму.
На самом же деле школа русского народного пения требует очень большой работы по постановке дыхания, и эта школа основана на других традициях, чем всемирно известная итальянская «бельканто».
То пение, которые принято называть академическим, опирается как раз на «бельканто», но далеко не каждый хорошо обученный оперный певец сумеет правильно спеть русскую народную песню.
Ну, то есть сумеет, конечно, только это будет уже не вполне народное исполнение.
В настоящее время база для русского народного искусства, да и для многих других народных искусств существенно сократилась. Практически она стремится к нулю.
Ну, может быть, где-то в старообрядческих северных деревнях еще можно услышать настоящее народное исполнение, вот только оно имеет свою специфику.
Случился, в общем, парадокс.
В начале XXI века традиции русского народного пения поддерживаются, сохраняются и развиваются в основном в стенах учебных заведений. В музыкальных училищах и консерваториях есть отделения народного вокала, и вот там-то исполнителей и учат правильной технике русского народного пения.
А еще есть много детских фольклорных коллективов, и в их составе иногда встречаются такие замечательные самородки, что просто душа радуется.
Хочется верить, что традиции народного пения будут сохраняться и дальше, и останутся с нами навсегда.
Русская народная песня
Добавить комментарий