В свое время главная героиня фантастических произведений Кира Булычева покорила детей и взрослых своей духовной чистотой. Алиса живет в таком обществе, где нет границ, нет войн, нет религий, где все люди относятся друг к другу как братья и сестры. А если и проникает в этот мир что-нибудь нехорошее, то исключительно откуда-нибудь из окраинных миров Галактики, в виде разных там пиратов или других зловредных персонажей.
Грандиозной популярности Алисы способствовало также и то, что советские читатели в своем большинстве верили в то светлое будущее, которое является настоящим для Алисы.
Люди верили, что все их прошлые и нынешние жертвы принесены не зря, что этот светлый мир возможен не где-то на небесах, а здесь, в этой Вселенной, пусть даже и в будущем.
Собственно, так оно и есть. Просто путь к этому светлому будущему оказался несколько сложнее, чем мы себе когда-то представляли.
Больше 20-ти лет, с середины 1960-х до середины 1980-х, Алиса Селезнева посылала нам постоянные приветы из своего прекрасного коммунистического далека, причем не только со страниц книг, но также и с киноэкранов, поскольку с ее участием было снято несколько фильмов и самый знаменитый мультфильм «Тайна третьей планеты».
А в 90-е годы Алиса очень сильно помогла своему создателю пережить лихие времена перемен. В те годы Кир Булычев написал очень много новых повестей с участием Алисы. Эти новые повести уже уступали в качестве первым рассказам и повестям с Алисой, но, однако, халтурой они тоже не было.
Просто настроения в обществе в те годы кардинально изменились. От веры в светлое будущее у людей почти ничего не осталось, но книжки про Алису они все еще покупали и читали.
Правда, теперь тот мир, в котором живет Алиса, воспринимался читателями уже просто как совершенно несбыточный, сказочный – поэтому и в новых повестях Кира Булычева про Алису появилось много уже не чисто фантастических, а сказочных сюжетов и персонажей.
В 90-е годы у Кира Булычева "родилась" также и "старшая сестра" Алисы, агент Интергалактической полиции Кора Орват. Она тоже живет в будущем, по отношению к нашему настоящему, но только это будущее имеет другие особенности, нежели то, в котором живет Алиса.
В мире Коры Орват полно всяких страстей, всяких недостатков, и преступников тоже хватает.
Да и сама Кора Орват тоже сильно отличается от Алисы своей прагматичностью и даже каким-то мещанским духом.
Какое время – такой и дух.
Тем не менее, высокий образ Алисы Селезневой продолжает жить и в настоящее время.
Все-таки людям очень хочется верить, что общечеловеческое счастье возможно здесь, на земле, и в последние годы эта вера постепенно усиливается. Хотя к религиям, кстати, она не имеет никакого отношения.
В конце 90-х и самом начале 2000-х, в новых повестях и романах Кира Булычева появляется все больше мрака, трагизма, безысходности. Особенно это относится к циклу «Театр теней», где все основные события разворачиваются в каком-то странном мире между жизнью и смертью.
Видимо, так воспринимал Кир Булычев всю нашу современную жизнь.
Это, в общем-то, не жизнь.
Но и не смерть.
Потому что нельзя в этом мире жить только ради бесконечного приобретательства.
Должны быть у людей и еще какие-то цели, более глобальные и всеобщие.
Очень может быть, что сейчас наступает время, когда такие цели начинают вырабатываться как бы заново.
К тому же мы все ближе к тому будущему, в котором живет Алиса Селезнева.
А уж она-то совершенно точно знает, в чем смысл обыкновенного человеческого счастья.
Сто лет тому когда Кира Булычева. Часть вторая
Добавить комментарий