Закономерность тут наблюдается такая: сначала в 1924 году была принята Женевская декларация прав ребенка, затем, 20-го ноября 1959 года, на основе этой декларации специальной резолюцией ООН была принята новая декларация прав ребенка, на основе которой возникла так называемая «ювенальная юстиция», ну а затем, в конце лета 2011 года дети и подростки, воспитанные в духе этих деклараций и этой юстиции, устроили в Великобритании массовое «веселье» с погромами и человеческими жертвоприношениями.
Ну да, конечно, жертвоприношений формально как бы и не было, но беснующаяся толпа подростков и детей всех рас и национальностей вела себя настолько дико, что жертвоприношения в этой обстановке были бы совершенно естественными. Тем более, что несколько человек в ходе погромов на самом деле погибли.
Почему же так получилось?
А потому, видимо, что эти вот декларации и эта вот юстиция нарушают какие-то основополагающие принципы воспитания детей и взаимоотношений детей и родителей.
Для Великобритании это особенно поразительно, поскольку совсем недавно в этой стране в массовых учебных заведениях официально практиковались физические наказания детей. Грубо говоря, порка. И в специальных школьных документах было четко указано, какие это могут быть наказания, и в каких случаях они могут применяться. И в течение долгих лет они применялись повсеместно.
Нет, порку одобрить нельзя. Но и бросаться из крайности в крайность тоже нельзя.
А то ведь дошло до того, что в США, Великобритании, странах Западной Европы 7-летний школьник заявляет родителям: «Вы не имеете право меня шлепать! И ставить в угол тоже! Это нарушает мои права! А если вы так сделаете, я напишу заявление на вас!..»
И ведь пишут на самом деле! И только потом осознают, что натворили, когда по правилам ювенальной юстиции в дела данной семьи вмешиваются органы опеки и просто-напросто отнимают детей у родителей, помещая их в детские приюты. А родители могут и под суд пойти, и в тюрьму сесть, и, что самое горькое для них, могут навсегда лишиться права даже видеть своих детей.
Прямо говоря, огромный вред ювенальной юстиции заключается в том, что в ней дети противопоставляются родителям, то есть разводятся по разные стороны «баррикад». В этом, очень может быть, заключается корень всех бед современного западного общества.
Так что совершенно неудивительно, что на фоне всевозможных деклараций, и активности органов опеки, уровень агрессии в семьях, как и уровень агрессии в обществе, не снижается.
Проблема в том, что государство превышает свои полномочия и пытается брать на себя такие функции, которые целиком и полностью должны находиться в ведении семьи. Декларация прав ребенка нисколько не отменяет того факта, что всякий ребенок до определенного возраста является не полностью дееспособным. Он не может нести полной ответственности за свои поступки и не может адекватно оценивать поступки взрослых.
В каких-то странах полная дееспособность наступает в 18-летнем возрасте, а в каких-то – в 21 год.
А вот родители как раз имеют полное право определять, как им воспитывать своих детей, какие на них налагать ограничения и какие предоставлять свободы по мере развития.
Чем больше доверия каждой конкретной семье – тем лучше для семьи и для общества. Родители ведь не в вакууме живут. Они являются гражданами общества, знают о его законах, любят своих детей…
Есть, конечно, родители-«отморозки». И для таких родителей и существует забота органов опеки.
Просто в такой заботе не должно быть перекосов, не должно быть крайностей, из-за которых дети даже из самых приличных семей в определенных ситуациях превращаются в диких зверенышей.