Все красивые сказки для детей и, в особенности, для взрослых строятся на определенных допущениях и натяжках. Это такая игра с читателем и зрителем. Людям хочется сказки – и писатели с кинорежиссерами дают им эту сказку, а читатели-зрители верят в нее, искусственным образом игнорируя несоответствия и нестыковки сказки с реальностью.
Фильм итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе «Легенда о пианисте» 1998 года – одна из таких сказок, в которой многое притянуто просто за уши.
Внешне это очень красивый фильм, красивая сказка, с великолепной музыкой Эннио Морриконе, но по факту это очень печальная история, в которой натяжек слишком много.
Кочегар огромного океанского пассажирского корабля, курсирующего между Европой и Америкой, находит коробку с младенцем. Кочегар принимается его воспитывать, прямо в кочегарском отделении, среди угля и пышущих жаром котлов, а также в общей каюте. Это – первая натяжка.
Все об этом знают, включая капитана, но почему-то позволяют найденному ребенку оставаться на корабле, никак не зафиксировав документально сам факт его существования. Вторая и сразу третья натяжки.
Когда мальчику исполняется 8 лет, кочегар погибает на работе. Вот это могло быть запросто! А мальчик в середине ночи поднимается в салон первого класса, садится за рояль и вдруг начинает играть на нем так гениально, что все пассажиры, прямо в ночных рубашках, сбегаются его послушать. Ну, это уже не натяжка, а просто сказка. Ладно, бог с ней. Автору книги, по которой поставлен фильм, так захотелось! А режиссеру фильма – тем более.
И вот этот мальчик вырастает, становится пианистом-виртуозом, развлекая пассажиров вместе с другими музыкантами. Но другие время от времени меняются, сходят на берег, а пианист все время остается на корабле. Вот это, в принципе, могло быть. К сожалению. У творческих людей в голове – миллион завихрений.
А когда этот устаревший корабль списывают, и решают взорвать, потому что так нужно режиссеру фильма, пианист все равно остается на корабле, и соответственно, погибает тоже.
Насчет подрыва корабля – это самая большая натяжка. При строительстве кораблей используется слишком ценная корабельная сталь, чтобы вот так просто пустить ее в расход, да еще с засорением акватории.
И все вместе эти писательские и режиссерские натяжки никакой красоты не создают, а вызывают только досаду и откровенное раздражение.
Но в то же время этот фильм заставляет о многом задуматься.
Если воспринимать его как некую аллегорию, то надо признать, что в жизни таких «пианистов» бывает довольно много. Причем не только в творчестве, но и в личной сфере, и в бизнесе. Их «корабли» — это их иллюзии, на которых они курсируют туда-сюда в неких замкнутых, придуманных пространствах, не имея желания или духа «сойти на берег» реальности.
К счастью, некоторым из них помогает сама жизнь, когда аккуратно садит их корабли на мель, без человеческих жертв, исключительно для того, чтобы эти «пианисты» могли спокойно подумать о том, как жить дальше.
Это бывает очень полезно, и для самих этих людей, и для их ближайшего окружения.
Легенды об иллюзиях
Добавить комментарий