Перед читателями мир Перна начал разворачиваться с 1968 года, когда вышла первая книга Энн Маккефри из серии «Всадники Перна» — «Полет дракона». И сразу же волшебный мир драконов завоевал множество сердец. Популярность всадников Перна отстает разве что от канонической истории похода за кольцом. Особое восхищение вызывают моральные качества обитателей Перна – ни войн, ни даже преступлений (правда, потом, с развитием сюжета («Отщепенцы Перна (1989 г.)) выясняется, что с преступлениями не все так просто). Любопытно, что у перинитов нет даже такого сдерживающего фактора, как религия. Никаких заповедей «Не убий», «Не укради», и тем не менее – не убивают и не воруют.
Но куда же все это делось – войны, преступления, религия? Ведь не рождаются периниты с крылышками за спиной и нимбами над головой. Вполне нормальные люди со всеми присущими человечеству недостатками.
С религией все более или менее ясно: изначально поселенцы на Перне были люди весьма образованные. Освоившие дальний космос. При этом не так-то просто сохранить веру в сверхъестественные силы. К тому же, серия о всадниках Перна начиналась в такое время, когда атеизм был в моде – слишком много научных открытий, слишком тяжелые последствия мировой войны, множество людей отказывались от религии по различным мотивам. Кто-то считал, что космические ракеты не слишком сочетаются с Господом, сидящим где-то вверху на тучке, кто-то пребывал в недоумении – если Бог есть, и Он есть Любовь, то как же Он мог допустить такие жестокости войны, гибель такого количества людей, атомные бомбы и многое другое. Как ни странно, дальнейшее развитие науки, техники (в том числе и вооружения) привело к возврату к религии. Кто-то обращался к Богу, ища надежду и опору в ставшем вдруг невероятном и непонятном мире, кто-то, основываясь на теории многомерности Вселенной, задумывался – если Вселенная действительно многомерна, то почему бы Богу и не сидеть на тучке где-нибудь в четвертом, пятом, сто двадцать пятом измерении. Но к тому времени мир Перна уже закрепился на бумаге и в сознании читателей, и места для религии в нем не было.
Рассматривая вопрос о высокоморальности перинитов по отношению к войне, следует помнить – с самого начала население Перна было не слишком большим (в романе «Белый дракон» (1978 г.) на посадочной площадке находят всего пять транспортных космических кораблей, то есть, общее количество переселенцев составляло несколько тысяч, в крайнем случае – несколько десятков тысяч). Причем, в распоряжении этого небольшого количества людей была целая неосвоенная планета. Резонный вопрос – что делить, что отвоевывать?
Большинство земных войн – это перераспределение ресурсов. Например, во время второй мировой войны гитлеровская армия прорывалась сначала к нефтяным и угольным месторождениям, а лишь потом последовал захват Европы. И даже напав на Советский Союз, вермахт в первую очередь захватывал угольные месторождения Украины и пытался прорваться к бакинской нефти, а такие города, как Москва и Ленинград, представляли собой цели более статусные, нежели практические.
Но на Перне вопрос о перераспределении ресурсов изначально вообще не стоял. Небольшая кучка людей на огромных пространствах планеты. Селись, где хочешь, бери, что хочешь. Характерно, что завоеватель Фэкс (чуть не единственный завоеватель в истории Перна) появился именно тогда, когда основные ресурсы были уже распределены.
Еще один нюанс – дороги. Любая война требует налаженных путей сообщения, а вот с этим на Перне было тяжеловато. Поэтому холды (поселения) строились по принципу земных городов-государств средневековья. Каждый холд находился на самообеспечении и, в то же время, обладал определенной специализацией – в одном выращивали скакунов, в другом изготавливали ткани, в третьем занимались земледелием. Но в то же время в каждом холде были и свои скакуны, и ткацкие мастерские, и возделанные поля. Такие города-государства, конечно, имеют связь между собой, но это все-таки не торные торговые пути, удобные для перемещения армии. Недаром профессиональной торговлей на Перне занимаются даже не холдеры, а отдельная категория граждан – торговцы, что-то вроде земных цыган, которые водят караваны по всему Перну. Причем, жизнь торговцев полна опасностей именно из-за глобального бездорожья.
Отдельный вопрос – воровство. Воровство не ради пропитания (украл от голода буханку хлеба), а ради наживы. Подобный тип воровства предполагает наличие рынка сбыта украденного. Но, во-первых, население Перна весьма невелико (оно было небольшим изначально, а впоследствии его еще проредили эпидемии и Нити), так что каждый скупщик краденного оказывался бы на виду. А во-вторых – весьма трудно сбывать ворованное в мире, где отсутствует промышленное производство и стандартизация, а каждая вещь имеет индивидуальные особенности, клеймо мастера и т.д. Украв, к примеру, грузовик с одеждой на Земле, можно продавать ворованное – на нем не написано плакатными буквами, что оно украдено, данный товар вполне может быть приобретен легально в ближайшем магазине. Такая кража на Перне невозможна – штучное, индивидуальное изготовление практически каждого предмета вопиет о том, что данная вещь была предназначена для гражданина такого-то, но по назначению не дошла, следовательно, была украдена.
Кстати, преступления и система наказаний на Перне все же имеется. Случаются и кражи (правда, мелкие), и даже убийства. Также наказание предусмотрено за невозврат долга. Интересно, что если на Земле преступника запирают в весьма ограниченном пространстве, урезая максимально его свободу передвижения, то на Перне дело обстоит прямо противоположным образом – никаких тюрем и т.д., преступника отпускают на все четыре стороны. Полная свобода. Иди куда хочешь, делай, что хочешь. Вот только маленький нюанс – Падения.
Перн – третья планета в системе звезды Ракбет. В эту систему прибилась блуждающая планета, которую периниты называют Алой Звездой. Вот эта-то Алая Звезда и является причиной всех неприятностей на Перне, а также одной из существенных причин отсутствия глобальных войн на планете (когда приходится объединяться для борьбы с внешним врагом, как-то становится не до внутреннего). Во время Прохождения (когда Алая Звезда проходит поблизости от Перна) с планеты-чужака сыплются «семена» — весьма прожорливые, обожающие органику в любом виде. Вот эти-то Падения Нитей и являются основным наказанием для преступников Перна. Дело в том, что изгнанник не имеет права на защиту холда и во время Падения оказывается фактически в чистом поле, беззащитным перед Нитями. То есть, высокоморальные периниты изобрели для своих преступников весьма изощренное наказание – пролонгированная смертная казнь. Причем, наказание одинаково за любой вид преступления.
Так что не стоит обольщаться – войны и преступления отсутствуют или минимальны на Перне в связи с особенностями жизни на планете. Восхищает в мире Энн Маккефри другое: автору удалось изобразить людей, которые остались именно людьми, не опустились до животного уровня несмотря на все сложности и катастрофы, которые поджидали их на чужой планете, которые собственным трудом, умом и самоотверженностью смогли подчинить себе чужой мир, сделать его своим, даже – улучшить его. Причем люди эти – отнюдь не ходульные «положительные персонажи», они вполне живые, настоящие. В них – веришь. Вот тут-то и зарыт секрет популярности мира драконов.
Очень глубокая статья. О многом заставляет задуматься, причем отнюдь не только в литературном отношении.
Мне бы хотелось немного дополнить о религиях — в реальной жизни. Думаю, сейчас будет происходить новый возврат к атеизму. Собственно, он уже происходит, причем по сугубо прагматическим причинам. Пока храмы и религиозные деятели не мешали обыкновенной гражданской жизни, все было в порядке. Но когда строятся храмы и не строятся детские сады и больницы, когда храмы вдруг появляются на местах привычных прогулок горожан, вместо скверов и уютных площадей, когда религиозные деятели начинают давать гражданам неуместные советы и упрямо лезут в светские общеобразовательные учреждения — все это начинает очень сильно раздражать. И, соответственно, избавляет общегражданский разум от этого "опиума".