Глава 14. О том, что наше восприятие блага и зла в значительной мере зависит от представления, которое мы имеем о них.
Западное общество, со времен Монтеня худо-бедно выработало свод правил и морали, естественной для общества и вызывающий дискуссию разве что при столкновении с другими культурами. Да и прочие цивилизации опираются на кодекс неписанных правил, которые достаточно хорошо коррелированны с писаными законами. У нас же законы пишутся и принимаются людьми, напрочь отгородившимися от реалий. Перечитывая нашу Конституцию, хочется плакать от умиления, как все гладко и красиво. В реальности, ни одно из перечисленных прав не ограничено или не извращенно до полной неупотребимости.
И в этом мы сильно отстали от прочего мира, который выработал-таки более-менее внятные понятия о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» и опять же, более или менее следует этому.
У одного из наших классиков (кажется у Чехова, хотя и не уверен), описан случай встречи инженера-взяточника и его честного однокашника, прозябающего на учительской должности. Взяточник попрекнул «честного», что он и сам не знает – как это «хорошо» или «по честному». «И пойдем, друг, в кабак где поговорим о более приятных материях…» Другой, уже не вычитанный пример, который наблюдал собственными… Мамаша, ведет за руку ребенка и громко возмущается царящей вдоль тропинки свалкой. Ребенок при этом сосредоточенно отстаивает шкурки от банана, который держит в другой руке и отплевывает их на тропинку.
Именно поэтому в современной жизни есть поразительно похожие на описанные Монтенем случаи как необычайной храбрости и презрения к опасности, так и поразительного равнодушия к себе и другим. Хотя мы не смотрим на смерть, нищету и страдания как на злейших врагов. Усилиями жизненных примеров и СМИ все это стало обыденностью, повсеместным и повседневным окружением, пусть не касающимся нас непосредственно, но ежесекундно «дышащих» в затылок. И расхожая поговорка, от чего не стоит зарекаться – до сих пор осталась вполне актуальной. Жизнь обесценена до таких пределов, что даже самопожертвование начинает казаться (особенно в чужом исполнении), чем-то вполне обыденным.
В очередной раз не соглашусь с Монтенем, на этот раз в оценке страха смерти. Он нужен, важен и полезен.
— Инстинктивное поведение – основа нашей нервной организации. Не потрясайте основы – рухнуть может все,
— Все примеры Монтеня относятся к бурным, переломным событиям. Я почему-то всей душой возненавидел революции и прочие бурные исторические события. Одно – рассуждать о них в мягком кресле у камина, а совсем другое мерзнуть, мокнуть и подвергаться опасностям без смысла и вознаграждения, находясь на баррикадах.
— Тот, кто не боится смерти, как правило равнодушен к судьбам мира, а чаще – явно ему враждебен. Со времен Монтеня человеческое могущество выросло, и погубить мир стало намного проще.
— Не забудем и то, что важен не страх, а умение его преодолевать. Идиоты, не в ругательном, а в медицинском смысле – абсолютно бесстрашны, т.е. не могут понимать и избегать простейших опасностей.