Жители Сибири и Дальнего востока с кедром знакомятся еще в детстве. Вернее, не с самим деревом, а с кедровыми орешками.
До чего же они вкусны! До чего же питательны!
А для разного дикого зверья кедровые орешки – не лакомство, а пища насущная, необходимая для поддержания жизни.
Вот эта самая орехоплодность и есть первое главное отличие кедра от других хвойных пород. Кстати, орехи дальневосточного кедра намного крупнее сибирских. Ну, климат уж там такой, на Дальнем Востоке, и кедр там растет другого вида.
Однако, рассуждая строго научно, никаких кедровых орешков нет – есть семена, которые каждое кедровое дерево выращивает исключительно для продолжения собственного рода.
Но природа-матушка очень щедра, и многое делает с большим запасом. Вот и хватает этих запасов и животным, и людям.
Кроме того, очень ценна и древесина кедра. На территории России примерно 40 млн. га занято кедровыми лесами, что составляет около 10 процентов всей занятой лесами площади нашей страны.
Вторая отличительная особенность кедра заключается в его долгоживучести. В среднем одно кедровое дерево живет не менее трехсот лет, и были найдены экземпляры, прожившие в два раза дольше обычного срока.
Вот эти две особенности кедра – орехоплодность и долгоживучесть с точки зрения человека добывающего вступают между собой в противоречие. «Зеленые» разных оттенков считают, что кедр вообще нельзя добывать на древесину, а надо использовать исключительно как орехоплодную культуру.
Промысловики же заявляют, что к кедру надо подходить как к обычному хвойному дереву, то есть надо добывать взрослые деревья и на месте вырубок оставлять саженцы, чтобы добиться возобновления этого ценного природного ресурса.
Но в последнее время все более актуальной становится третья точка зрения: что нужно создавать кедровые плантации, на которых и выращивать кедр исключительно на орехи.
Вот только не так-то это просто, поскольку для создания таких плантаций и кедр нужен не дикий, а культурный. Тут разница не просто как между яблоком-дичкой и каким-нибудь там «джонатаном», а как между собакой и волком.
Одна при людях живет, и без людей не может, а другой все время в лес смотрит и без людей может запросто обойтись.
Кроме того, дикорастущий кедр первую шишку дает только в возрасте 20-30 лет. Так долго ждать плодоношения в условиях плантаций – это ж невозможно просто!
Поэтому есть сейчас и целые институты, которые занимаются селекцией кедра, и настоящие фанатики этого дела.
У них уже многое получается!
И дай бог, чтоб все получилось как надо.
Тогда не будут больше бродить по лесам так называемые шишкобои, добывающие кедровые орехи древними варварскими методами, а будут созданы плантации, с которых урожай будет собираться культурно и заботливо, как любые другие урожаи с возделываемых людьми полей!
Наверное орехов много не потому что природа щедра и всех кормит, а наоборот прихлебатели расплодились потому что не у всех орехов есть шанс стать деревом. Валяются, гниют, как же их не лопать? 😉