Сакраментальное: красота требует жертв. Следовательно, красота важна, более того, она необходима. И ради красоты женщины жертвуют как деньгами, так и удобствами. Сооружают немыслимые прически, красят волосы в странные цвета, выщипывают брови, наращивают ресницы и ногти, пачкают кожу последней модификацией крема «Вечная молодость» и так далее. Все – ради красоты, ведь без нее – никак и никуда. Но так ли это?
Еще одно сакраментальное высказывание: не родись красивой, а родись счастливой. То есть, красота не является непременной составляющей счастья. Без нее вполне можно обойтись. По крайней мере, если речь идет о красоте внешней. Обратите внимание на Джоконду. Маленькие глазки, слишком тонкий и слишком длинный нос, полное отсутствие бровей (в соответствии с тогдашней модой), исчезающе тонкие губы, не слишком здоровая кожа и лишний вес. При таком описании любая женщина готова биться головой о стену, сокрушаясь о собственной непривлекательности. Но ведь Джокондой восхищаются поколения, несмотря на маленькие глазки, лишний вес и прочие недостатки. Все это теряется на фоне индивидуальности.
Вы думаете, что Джоконда демонстрирует таинственную улыбку? Ничего подобного. Она – эталон другой тайны. Как некрасивой женщине приобрести неудержимую привлекательность в глазах окружающих. Рецепт Джоконды: спокойствие, чистота, мягкость, ухоженность и немножко интриги в улыбке. И вот уже поколения мужчин бьются над загадкой улыбки Джоконды, забывая об ее не слишком-то привлекательной в общем и целом внешности. Они падают к ее ногам, складываясь в штабеля вполне самостоятельно, мечтая разгадать тайну.
Тайна – вот секрет привлекательности. Тайна – это вызов мужскому самолюбию, это призыв к разгадке. Именно этим и плохи купальники-бикини, мини-юбки и маечки на бретельках, больше похожие на бюстгальтеры-переростки, – отсутствием тайны. Никакого простора для мужской фантазии, все ясно, явно, очевидно, как в рекламном объявлении. Сразу предъявляется весь список внешних достоинств. Это, конечно, привлекает. Поставка товара в соответствии с описью, и никакой головной боли. Но затем наступает скука.
Помните очаровательную оперетту Штрауса «Летучая мышь»? Почему господин Айзенштайн изменяет своей жене, которая и красавица, и умница, и любит его, и прекрасная хозяйка, и вообще кладезь всех достоинств? Ему просто скучно в ее обществе. Он уже все знает наизусть, все тайны раскрыты, и его ум скучает. Но вот появляется таинственная княгиня, наряженная в костюм летучей мыши, которая обворожительно поет, великолепно танцует, а главное – интригует отказом снять маску. И господин Айзенштайн у ее ног. Он готов отдать все за возможность разгадать тайну. И впоследствии, узнав, что влюбился в собственную жену, которую до этого считал «открытой книгой», сожалеет о том, что «пропустил в этой книге лучшие страницы».
Обаяние – черта, не зависящая от внешних данных. Обаятельной и привлекательной может быть и некрасивая. Кстати, даже с большей вероятностью, чем эталон красоты – красивые женщины зачастую слишком полагаются на свою внешность. Но в собственное обаяние нужно верить. Основная проблема некрасивых женщин – неуверенность в себе. Осознавая свои недостатки, они склонны зацикливаться на них, жить в убеждении, что «вот такая» никому не нужна. И, конечно, невербально именно об этом сигнализируют. Напротив, женщина, уверенная в своей привлекательности, испускает сигналы: «Я – ценный приз, за который стоит бороться». Ну а к ценному призу, естественно, выстраивается очередь. Что частенько изумляет красавиц («И что в ней такого? Ни кожи, ни рожи, а от мужиков отбоя нет!»).
Так что весьма неглуп тренинг, показанный в свое время на всех советских экранах в кинофильме «Самая обаятельная и привлекательная»: «Я – самая обаятельная и привлекательная, ни один мужчина не может устоять передо мной…». Подобный тренинг прекрасно взращивает уверенность в себе. Главное – не допустить, чтобы уверенность перешла в самоуверенность, крайности всегда нехороши.
Отсутствие внешней красоты – это отнюдь не конец света или конец личной жизни. Напротив – это начало личностного роста, начало той привлекательности, которая остается с женщиной навсегда, вне зависимости от возраста. Начало улыбки Джоконды.