Личное пространство

Личное пространство
Оно изначально принадлежит каждому отдельному человеку, и с ним связаны такие понятия как неприкосновенность частностной жизни, личное достоинство, возможность уединения и право на сохранение каких-то личных тайн, о которых не имеет право знать никто из других людей. Все эти понятия на английском языке выражаются одним словом: «privacy».
Очень хорошо о нем рассказано в знаменитом романе английского писателя Уильяма Сомерсета Моэма «Of Human Bondage» (в русском переводе — «Бремя страстей человеческих»).
Главный герой этого романа, Филипп Кэри, в 9-летнем возрасте потерял обоих родителей, и его фактически усыновили его дядя и тетя, Уильям и Луиза Кэри, которые, хотя и прожили в браке более 30 лет, остались бездетными.
Они оба описаны в романе как совершенно замечательные люди, хотя и со своими собственными жизненными установками, тем более, что Уильям Кэри является викарием англиканской церкви.
Тетя Луиза долгое время пытается найти ключик к своему племяннику, но это ей никак не удается. Но шаг за шагом между ней и Филиппом постепенно устанавливается взаимопонимание.
Первые недели жизни в доме дядя и тети Филипп ведет себя очень сдержанно, пока, наконец, его тетя начинает понимать, что Филипп – очень гордый мальчик и не любит показывать другим своих страданий и слез.
Однажды дядя дает ему задание в послеобеденное время, до вечернего чая, выучить небольшую молитву. После этого дядя идет в гостиную немного отдохнуть, а тетя Луиза поднимается наверх по каким-то своим делам.
Филипп берет молитвенник, идет в свою комнату, и пытается выучить молитву, но в ее коротком тексте слишком много старинных слов, которых он не понимает. Выучить не удается. Филипп принимается рыдать. Эти рыдания из-за двери слышит его тетя, спустившаяся специально, чтобы проверить, как он выучил текст молитвы.
И что же делает тетя Луиза? Бросается к племяннику, которого она очень любит, со словами утешения?..
Нет, она знает, что он будет крайне оскорблен и унижен, если она увидит его слезы.
Она, во-первых, специально выходит из дома и осторожно заглядывает в окно комнаты своего племянника, чтобы убедиться, что он и в самом деле плачет.
Во-вторых, убедившись в этом, она идет к мужу, будит его, и говорит ему удивительные слова: «Вильям, мы не можем допустить, чтобы Филипп чувствовал себя в нашем доме несчастным!»
После этого, заручившись согласием мужа, тетя Луиза идет в его библиотеку, берет там несколько иллюстрированных книг, и возвращается с ними к племяннику.
Но и теперь она не врывается к нему в комнату!
Она стучит в двери и выжидает некоторое время, чтобы дать мальчику возможность вытереть слезы.
Только затем она входит в комнату, узнает, что молитву Филиппу выучить не удается, мягко утешает его и вместо молитвы предлагает вместе почитать книжку с иллюстрациями.
Только после этого, заручившись согласием ребенка, она усаживает его к себе на колени, обнимает, и они вместе начинают листать книгу. Филипп моментально увлекается этим, и вскоре забывает о своем детском горе из-за неудачи с молитвой.
То есть тетя Луиза в данном случае применила классический метод переключения внимания. Но только после того, как она с уважением отнеслась к личному пространству Филиппа! Она не ворвалась в это пространство «по праву взрослого», а вошла очень аккуратно и бережно.
Конечно, все в нашей жизни очень индивидуально. Но, если мы все, и взрослые, и дети, научимся ценить личное пространство друг друга, нам будет значительно легче и веселее жить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *