Вчера почти случайно я наткнулся в интернете на фильм «Завтрак на траве» 1979 года выпуска. Это фильм для детей, об одной из летних смен в рядовом пионерском лагере при одном из советских крупных предприятий. В свое время на балансе таких предприятий были различные детские учреждения – в первую очередь детсады и лагеря отдыха. Назывались такие учреждения ведомственными.
Фильм «Завтрак на траве» примечателен несколькими особенностями.
Во-первых, он был снят в то время, когда для детей регулярно снимались фильмы и мультфильмы, создавались оригинальные образовательные и воспитательные программы, причем очень высокого творческого и духовного качества. И технического тоже – в рамках тогдашних технологий.
Во-вторых, в фильме «Завтрак на траве» главную роль, пионервожатого Ивана Ковалева исполнил Сергей Проханов, который за два года до этого сыграл роль «усатого няня» в знаменитом фильме 1977 года. В каком-то смысле можно сказать, что Иван Ковалев – это значительно повзрослевший и помудревший Кеша Четвергов из фильма «Усатый нянь».
В-третьих, однако, «Завтрак на траве» остался в тени других, намного более ярких детских фильмов тех лет.
Это не случайно.
По своей драматургии «Завтрак на траве» — далеко не шедевр. Он довольно затянут и не блещет какими-то яркими сюжетными поворотами.
Но зато в нем есть великолепные песни Владимир Шаинского на слова Михаила Львовского, и не менее великолепная хореография. Песни, между прочим, исполняла детская группа хора Большого театра. А хореографические номера исполнила детская группа Государственного ансамбля народного танца под управлением гения хореографии Игоря Моисеева. (Не путать с Борисом!.. Это два совершенно разных Моисеева).
Но самое главное в фильме «Завтрак на траве» — это поразительная духовная чистота и прекрасная наивность. В фильме нет каких-либо разговоров о деньгах или о шмотках, и практически отсутствуют конфликты между сверстниками и взрослыми. Они только слегка обозначены и с успехом разрешаются в ходе фильма.
А самое удивительное в фильме «Завтрак на траве» — это полное отсутствие той грязной «озабоченности», которой сейчас переполнена вся наша жизнь. Эта озабоченность обширным и мутным потоком выплескивается на телеэкраны, мониторы компьютеров, обложки и страницы «гламурных» журналов и т.п.
В фильме «Завтрак на траве» воспитательница, уезжая по делам, говорит своему молодому коллеге по отряду: «После отбоя загляните в палату девочек, проверьте, как они уснули».
А девочки эти, между прочим, уже не маленькие. Подросткам в том отряде по 13-14 лет.
И пионервожатый Иван Ковалев заглядывает в спальню девочек, и ведет разговоры по душам с одной из них, которая никак не может уснуть. Их беседа даже близко не окрашена в какие-либо физиологические тона. Они вообще говорят о литературе!.. И это нисколько не выглядит наигранно, потому что так и было в жизни.
Конечно, и тогда в пионерских лагерях подростки влюблялись друг в дружку, и целовались, и обнимались, но общие ориентиры поведения взрослых и детей не были завязаны на тотальной сексуальной озабоченности.
Сейчас с этим делом в обществе наблюдается грандиозный перекос. Озабоченностью переполнено всё и вся.
Открываю сайт популярной общемассовой газеты, и тут же сбоку в окошечке читаю: «Муж известной балерины был в ужасе от нее в постели».
Да мне глубоко наплевать и на эту балерину и на ее ужаснувшегося мужа! Достали они уже своей пошлятиной. Сказать-то и показать больше нечего, потому что за душой у них ничего нет.
Думаю, что сейчас настала пора вновь снимать такие фильмы, как «Завтрак на траве». На современном техническом уровне, но без современной пошлости.
Хотя бы в фильмах и детям и взрослым нужно создавать мир духовной чистоты и отдохновения. Пусть это будут сказки, но именно такие сказки очень нужны людям.
Особенно сейчас.
Завтрак на траве без озабоченности
Добавить комментарий