В настоящее время автор занимается исследованием термина «деловая репутация» по заказу инвесткомпании. И надо же, в самом начале работы случился скандал с «Голдман Сакс». Вот на какие мысли все это навело…
Мелкие грешки и скандальчики подтачивают репутацию медленно, но уверенно. Это верно для персон, инвестиционных банков, банковской системы и финансов вообще. Опасность в том, что прочность доверия истончается. И нет уверенности, что очередной скандальчик не будет злонамеренно использован против интересов общества.
В настоящее время андерсеновская история с голым королем не прошла бы. Короля бы раздевали по кусочкам, по ниточкам. С соответствующей маркетинговой кампанией. С яростными спорами, с правого или левого бы рукава начинать. Общая бессмысленность затерялась бы в воплях «авторитетных» экспертов. И, тогда, дурачок-правдолюб в финале процесса был бы просто высмеян. И то, в случае особого везения. А эксперты и астрологи тут же заявили – мы же говорили: не трожь левый рукав – быть беде!
Вот как интересно, работал человек, не на последней должности, кстати, и не пару месяцев, а 11 долгих лет. И, полагаю, карьеру за эти годы прошел, ну хоть одну ступень точно. И – никакого морального разложения не заметил. Как-то не вовремя он обнаружил утрату этических норм верхнего руководства, к которому и сам хоть немного но принадлежал, и именно после увольнения.
Второе сомнение касается сути претензий. Если за годы работы автор бы учитывал резкие выражения, которые допускают руководители, менеджмент и клиенты друг относительно друга, то набрались бы сотни судебных разбирательств, дуэлей и простого мордобоя. В запарке, усугубленной кризисной истерией, с языка почему-то больше срывается неполиткорректное. Так что попрекать ругающегося шефа автор бы точно не стал, всякое бывает и пусть безгрешные кидают камень. Таким образом, налицо нарушение корпоративной этики, да еще при отягчающих обстоятельствах увольнения.
В общем, скандал состоялся, спекулянты отработали негативную новость и вроде бы все. Акции банка после некоторой «просадки» опять пошли вверх и успешно продолжили рост. Но история получила довольно неожиданное продолжение. Теперь профсоюз банковских работников требует отставки «генерального», мол допустил потерю репутации. Наши экономические обозреватели немного поиронизировали насчет «профсоюза банкиров», но по прежнему отнеслись к этому как некоему курьезу, не более. Однако шутить шутки с репутацией во время кризиса не очень разумно. В условиях нервозности и нестабильности кумулятивный эффект может оказаться сокрушительным. Потому как мигрень их – а голове придется болеть у всех, и у нас тоже. Не выходит у нас быть тихой гаванью. Мысль конечно приятная, но и по факту и по бурной отечественной истории – совсем не проходная.
Получается, зря уже автор в свое время иронизировал над корпоративными этическими нормами, активно доводимыми до работников «его» компании. Потому как при отсутствии писаных моральных принципов, каждый начинает их придумывать самостоятельно. Мало того, что это хаос, так с учетом невероятно развитой эластичности моральных принципов все быстро сведется к ехидному высказыванию классика «хорошо, когда все вокруг честные и принципиальные, а я один среди них жулик и прохиндей». Нравственный ориентиры необходимы обществу, и пусть они будут невнятные и идеалистические – но это намного лучше, чем ничего. А репутацию, надо повышать. Вещь правильная, и даже выгодная. Пусть наше время и насквозь коммерциализированно, но этот товар – несомненно, высокого качества.