Да-да, вот именно так – чем? Чем у нас занимается государство, если социальная ответственность возложена на бизнес?
Я так понимаю, по поводу того, что возложена, никто спорить не собирается? А если кто вдруг решил до начала дискуссии слазить за словом в карман, то прежде, чем доставать его оттуда, может, стоит оглянуться вокруг и вглядеться пристально в лицо данной нам в ощущения субъективной реальности?
Сейчас первые три месяца (а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – полгода) пособие по безработице (стыдливо обзываемое сохранением среднего заработка) платит уволенным работникам бизнес. Закупает современное медицинское оборудование для городских и районных больниц и поликлиник, в подавляющем большинстве случаев, опять – он же. Даже спортивные мероприятия типа Спартакиады народов Севера… Да-да, в том числе и бизнес. Более чем на 50% бюджет Спартакиады прошлого года (2,1 млн. руб.) сформирован за счет коммерческих структур.
Или вот, одно из последних решений нашего Конституционного Суда, принятое 09.02.2012 г. по результатам рассмотрения жалобы жительницы Республики Карелия Ирины Труновой, которым установлено, что работники внебюджетной сферы имеют равное право с бюджетниками на возмещение их расходов на проезд к местам отдыха и обратно. И если последним возмещение производится за счет бюджетных средств, то первым это обязан сделать работодатель. Тот самый, который их принял на работу. Бизнесмен, иначе говоря.
Вопрос даже не в том, откуда он возьмет деньги на этот проезд. В стоимость производимой продукции эти расходы не заложить. Иначе кто будет покупать товар по цене выше той, которую на такую же продукцию установили южные предприятия, не обязанные возмещать расходы на проезд своим работникам и, соответственно, имеющие меньшие издержки? И, чтобы уже северные издержки подвести под уровень южных, зарплату работникам, создавая резерв под компенсацию расходов,– не уменьшить. Кто при таком раскладе будет работать на севере, если за такие же деньги можно спокойно трудоустроиться на юге?
И даже не в том вопрос, какое время продержится бизнес под бременем социальной ответственности. Как надолго его хватит? Когда на его горб упадет та соломинка, которая нанесет российскому бизнесу травмы, уже не совместимые с его жизнью?
Вопрос в другом. А кто сказал, что у бизнеса должна быть какая-то мифическая социальная ответственность? Вот именно – ми-фи-чес-ка-я!
Вообще-то социальная функция – главная обязанность самого государства. Да-да, неэффективными видами деятельности – пенсионным обеспечением, здравоохранением, образованием и т. д., и т. п. — должно… Обязано заниматься государство. А бизнес занимается исключительно эффективными видами. Теми, которые не тратят, а создают. В т. ч. и прибавочный продукт, за счет которого (и только за счет него!), можно финансировать затратные отрасли, ничего не создающие, но необходимые обществу.
За то, что ему разрешено заниматься эффективным и прибыльным, бизнес платит государству отступные в виде налогов и за это освобождается от необходимости заниматься неэффективной социалкой. Поэтому миф о "социальной ответственности бизнеса" не что иное, как нежелание нашей власти заниматься тем, чем она должна и обязана заниматься только потому, что она – власть. И при таком раскладе возникает вполне естественный и, на мой взгляд, основной вопрос. Тот самый, что вынесен в заголовок статьи — Если наше государство усиленно перекладывает бремя социальной ответственности на бизнес, то чем думает заниматься оно само, освободившись от необходимости заниматься своей прямой и основной функцией?
Вопрос, конечно, интересный. Но попробовать ответить на него — можно. На мой взгляд, сейчас наша власть свои основные усилия сосредоточила на том, чтобы контролировать — а как же бизнес выполняет свои, отнюдь не мифические, а вполне реальные обязательства по социальной ответственности? Но чтобы контролировать – нужны люди. Которым платить надо. И платить – хорошо. Чтобы они, уже в свою очередь, хорошо контролировали. Так что если на круг, по всей стране, посчитать – деньги на контроль нужны немалые.
Так может государству легче – не контролировать? А просто взять и заняться тем делом, которым оно и обязано заниматься. Социалкой. Тем более, что денег, высвободившихся после увольнения контролеров, вполне должно на это хватить. Да и сами контролеры займутся чем-то полезным. Типа создания прибавочного продукта.
И будем мы все жить долго и счастливо. Прямо, как в цивилизованных странах.