Позитивные факторы.
Когда мировые экономисты и финансисты говорят о рецессии, тем более, о ее второй волне, «дно» кризиса пройдено однозначно и речь может идти лишь о восстановлении мировой экономики. Следовательно, рост промышленности, цен на сырье. А это поддержка сырьевых валют, к коим относится рубль.
Правительство активно подталкивает сопредельные государства к взаиморасчетам в рублях. Есть уверенность, что эта работа увенчается успехом. Следовательно, успех первой промежуточной задачи предопределен. Это совпадает с невысказанными желаниями мировых финансистов сделать мир более мультивалютным. Пока не вполне ясно, как они на этом наживутся, но, что наживутся – никаких сомнений нет. Ну например, на издержках конвертации валюты, что «для нас» издержки, а «для них» – прибыль.
Позитивным для рубля является и «комплекс суверенитета». Замена национальной валюты на любых, даже самых заманчивых и выгодных условиях на любую другую – вызовет неприятие отечественного истеблишмента, пусть он сам и будет пользоваться ей «для себя» от случая к случаю.
Негативные факторы.
Откровенно говоря, автор пессимист, поскольку негатива намного больше. Отечественная финансовая система до сих пор представляется слабой и незначительной. Грядущее вступление в ВТО наглядно покажет ее неконкурентоспособность. Сырьевой перекос не преодолен. Технологическое отставание налицо. Инновации не пользуются внутренним спросом, а внешний ограничен иностранным протекционизмом при крайне вялой российской государственной политике по продвижению отечественных товаров и услуг. Да и пока вокруг инноваций больше шума, чем дела. Без внутренней поддержки инновации обречены. А ее нет, поскольку есть перекос в сторону госкапитализма а не массовой мелкой и средней частной собственности. Соответственно нет конкурентной борьбы – одной из движущих сил инноваций. В госкорпорациях нет мотивации к повышению производительности труда. Про чиновничество и писать неохота. Инвестиционный имидж России негативен. И почему рубль в таких условиях должен стать мировой резервной валютой?
Поэтому рубль ждет судьба валюты живучей, но достаточно слабой и экзотической. Крайне подверженной влиянию внешних факторов и не пользующейся уважением внутри страны. Кто в этом сомневается, пусть вспомнит прошлогоднюю девальвацию. Причем, не вызвавшую никакого кризиса или отклика в России, ближнем, не говоря уже о дальнем зарубежье. Разве что рост цен и ругательства потребителей. Валюта, так несерьезно себя ведущая – не может рассчитывать на мировое признание.